40 лет Mercedes-Benz E-Class W124
«Сто двадцать четвертый» — как много в этих словах! Он занимал конвейер долгих 13 лет, разошелся тиражом свыше 2,2 млн экземпляров, установил высокие стандарты как в сегменте, так и для своих наследников. Наматывал колоссальные пробеги в такси и наводил ужас на спорткары. О его живучести слагают легенды. В этом году круглую дату отмечает именно седан W124, но мы вспомним и другие кузова. Повод весьма подходящий!
Самый мерседесистый «Мерседес» среди всем известных? Знакомые поклонники марки наперебой начинают перечислять разные S-Class. В первую очередь — великий W140, пример махрового оверинжиниринга и стилистически совершенный W126. Для меня же идеалом был и остается «124-й», бессмертное творение художника Бруно Сакко и образчик автомобильного дизайна как высокого искусства. Особенно ранний дорестайлинговый — великолепный в своей сумрачной строгости. С отдельной хромированной радиаторной решеткой, скупой деталировкой и без боковых накладок-«листвы». Шедевр.
![](https://motor.ru/imgs/2024/12/06/17/6676678/c77616b29fc129ff56a2a8d9356b35d7b666c099.jpg)
![](https://motor.ru/imgs/2024/12/06/17/6676681/a3c6010eb9e098fae2d86cf8cb6eb653a0734442.jpg)
![](https://motor.ru/imgs/2024/12/06/17/6676674/6d33fc3b702efb396788628f09afee59b323b292.jpg)
Кое-кто назовет его лучшим в мире. Например, герр Михаэль Никл, сотрудник завода компании в Зиндельфингене не даст соврать. Он уже четверть века разъезжает на 75-сильном дизельном седане 1992 года выпуска и накрутил на одометр, так на минуточку, свыше миллиона километров. Шутки насчет того, что оригинальным остался лишь кузов неуместны. Как рассказывает владелец, за весь период эксплуатации ему пришлось заменить немногое. В частности, сцепление (оно приказало долго жить в 2003 году при пробеге 445 тысяч километров), тормозную систему, генератор и помпу системы охлаждения.
Еще немного личных наблюдений — часть опрошенных адептов и свидетелей культа «трехлучевой звезды» с придыханием рассказывают о беспрецедентной надежности W124 как о ключевой добродетели. А еще встречаются редкостные скептики-снобы, включая моего близкого друга и фаната «сто сорокового». Они искренне не понимают, зачем нужен недомерок E-Класса, когда есть полноценный и бескомпромиссный S-Class?! Самое удивительное: никто не говорит о технологических решениях. Великая несправедливость! И мы намерены ее исправить.
![](https://motor.ru/imgs/2024/12/06/13/6676329/ed6a9641744214be9946eb175609b5186e9f8c18.jpg)
![](https://motor.ru/imgs/2024/12/06/13/6676328/62058bc3d10ba0b82751789141c2a9a866a5b243.jpg)
![](https://motor.ru/imgs/2024/12/06/13/6676326/8b0ea3137027852c42a42f7ae995a00b1aa34995.jpg)
![](https://motor.ru/imgs/2024/12/06/13/6676327/415ee5b1389ec4e59209b7679399d65efd124665.jpg)
Давайте сразу уточним несколько моментов. Первый: в интернете семейство иногда называют W124, но индекс принадлежит четырехдверке. Универсал отмечался как S124, купе — С124, кабриолет — A124, а диковинный шестидверный лимузин (такие использовались в качестве служебных и в гостиничном бизнесе) — V124. Фирма-производитель в материалах для прессы использует формулировку «124 model series». Второй важный момент: наш герой дебютировал в 1984 году, но формально стал называться E-Class после модернизации 1993-го. Уникальный случай в мировой практике, когда в обозначения закладывался принципиально разный смысл. Это потом литера E превратилась в название модели, а поначалу скромно стояла после цифр и указывала на впрыск топлива (Einspritzung) у бензиновых исполнений.
![](https://motor.ru/imgs/2024/12/06/13/6676338/b89737ba1c126379d2fdd645d1da6883f5ce4122.jpg)
![](https://motor.ru/imgs/2024/12/06/13/6676336/13b41a904ded0b509a712f253fe5cb956900454b.jpg)
![](https://motor.ru/imgs/2024/12/06/13/6676335/541b6d3f0b5902d323859328d36a46f22abc04f7.jpg)
![](https://motor.ru/imgs/2024/12/06/13/6676334/025fbbf5ecaff77cf13e4aa0b401f26d1fa9983f.jpg)
![](https://motor.ru/imgs/2024/12/06/13/6676337/de7896eb033751515f34a22892961ed58807dd3a.jpg)
Решение о преемнике новейшего W123 приняли в конце 1975-го, когда в производстве еще находились седаны «Stroke/8» W114/115. Работа предстояла нешуточная, в ом числе из-за ужесточения требований к потреблению топлива и выбросам. В особенности, в Северной Америке, поэтому Daimler пришлось уделить повышенное внимание аэродинамике и спроектировать новые бензиновые «шестерки», а также четырех-, пяти- и шестицилиндровые дизели в безнаддувном и тубокомпрессорном варианте.
Огромный шаг вперед обусловлен требованиями эпохи и необходимостью ненароком не застрять в тени легендарного W123. Того самого, что способен веками работать таксомотором в пустыне под палящей жарой и с буддийским спокойствием терпеть издевательства владельцев. «Сто двадцать третий» славен феноменальной живучестью, причем достигнутой отнюдь не простотой.
![](https://motor.ru/imgs/2024/12/06/14/6676483/1d2bcfe2e9dfdc8e9b0bb4030eaf79cd752aa2c6.jpg)
![](https://motor.ru/imgs/2024/12/06/14/6676482/910bdfe5289c19c175c2fa4a9b16ebd6fa925e1a.jpg)
Автомобиль имеет переднюю подвеску на двойных поперечных рычагах, травмобезопасную рулевую колонку и защищенный при столкновениях топливный бак над задней осью. Опционально предлагался круиз-контроль, с 1980 года — антиблокировочная система тормозов, а с 1982-го — первая в данном сегменте подушка безопасности водителя и стандартный гидроусилитель руля. Золотой сплав технологий и надежности блестяще проявил себя не только в рутинной эксплуатации. В 1977 году два Mercedes-Benz 280 E умудрились выиграть изматывающий марафон Лондон-Сидней. Еще два седана финишировали в первой десятке. Теперь понимаете, сколь высокую планку пришлось преодолевать следующему поколению?
Начнем с часто игнорируемых конструкторских достижений 124 model series. Кузов чрезвычайно хорош с точки зрения обтекаемости — коэффициент аэродинамического сопротивления Cx от 0,29 в зависимости от комплектации. Для сравнения, у показанной позже BMW 5 Series E34 значение минимум 0,30. Про предыдущую «пятерку» E28 с ее акульей передней частью и говорить нечего — Cx 0,39. Присмотритесь к Mercedes-Benz повнимательнее и все встанет на свои места. Водосточные желобки отсутствуют, «дворник» с охватом максимальной площади лобового стекла один единственный, выступающих элементов на кузове вообще минимум.
![](https://motor.ru/imgs/2024/12/06/14/6676490/b4966e65d04adc2a2b6ba3183ce8cc280a9a092c.jpg)
![](https://motor.ru/imgs/2024/12/06/14/6676491/be2d96b40302b89fe74ecc4269e03abfaf3c8b4c.jpg)
![](https://motor.ru/imgs/2024/12/06/14/6676489/b2dfb7e2b7f2cfe4134609931a1a48218cb3c7d4.jpg)
У универсала T-Modell (T — от «tourism and transport») обтекаемость похуже, но оцените сдержанный и при том стремительный облик с наклоненными задними стойками! Вне всяких сомнений, это один из красивейших «сараев» в истории.
![](https://motor.ru/imgs/2024/12/06/14/6676497/39f0a3322f7b7a4b41334a3b4fee4dd4d86595b4.jpg)
![](https://motor.ru/imgs/2024/12/06/14/6676496/e172e41888ee2a1292a7695997545194e3ab58f9.jpg)
Второе серьезное новшество — система полного привода с межосевым дифференциалом и распределением крутящего момента между передней и задней осью в соотношении 35:65 и 50:50. Ее представили в 1987 году на шестицилиндровых 260 E 4Matic, 300 E 4Matic и 300 D 4Matic/300 D Turbo 4Matic. Отличное дополнение продвинутого шасси с задней многорычажной подвеской, противобуксовочной системой ASR и блокировкой межколесного дифференциала ASD.
![](https://motor.ru/imgs/2024/12/06/15/6676501/5e2dd309c004ed623e8c5b2d873dadb06a8af6a6.jpg)
Кстати, 4Matic, ASR и ADS компания преподносила в качестве концепции Driving Dynamics — набор функционала для безопасного и быстрого вождения. Ему даже посвящена отдельная брошюра.
![](https://motor.ru/imgs/2024/12/06/15/6676509/f3167d825b0db6601ba0cf9af32db7f62f856e02.jpg)
![](https://motor.ru/imgs/2024/12/06/15/6676508/51b7d6f835d7a276b9e4b4ade5e56ee638d2d161.jpg)
![](https://motor.ru/imgs/2024/12/06/15/6676510/f226e4784250894106e49aa7944cb289e08ebcc0.jpg)
Типы двигателей? Фактически любые, за исключением V12, которого на «ешке» в принципе не могло быть и V6 — у «Мерседеса» он в те времена не котировался. Причем, обновления происходили с завидной регулярностью. Например, в 1988 году предложили бензиновый двухлитровый мотор с инжектором вместо карбюратора (200 E) и пятицилиндровый турбодизель «два и пять» (250 D Turbo). Над улучшением агрегатов на тяжелом топливе велась регулярная работа — сперва внедрение усовершенствованный ТНВД, затем улучшение «экологии» опциональным катализатором (на бензиновых ДВС стандартно с 1986 года). На заре девяностых параллельно с обновлением линейки двигателей со «сто сорокового» перекочевал 4,2-литровый V8 (279 л.с.).
![](https://motor.ru/imgs/2024/12/06/15/6676519/113e068ec3b7f0e7ef44df715ee813111dc8389b.jpg)
![](https://motor.ru/imgs/2024/12/06/15/6676523/0293e2aacb8e4f1c3f4e6569a48b8268a179b431.jpg)
![](https://motor.ru/imgs/2024/12/06/16/6676614/0e46bbdb76a3b4e2d233441a63f69fe183ab81bb.jpg)
![](https://motor.ru/imgs/2024/12/06/16/6676613/b5c44ed0439844037af3b4a7e8c28ed50e940927.jpg)
![](https://motor.ru/imgs/2024/12/06/15/6676522/2674760376697d931d0cf24d4350aa9bf0d821cc.jpg)
Вариативность «124-го» сумасшедшая. Если на одном конце гаммы простые комплектации с механическими стеклоподъемниками, колесными колпаками и достаточно спартанскими салонами, то на противоположном — эксклюзивные спортверсии, за которыми нынче гоняются коллекционеры. И прежде всего, легендарный «волчок» 500 E (после рестайлинга — E 500). Премьера модификации состоялась на Парижском мотор-шоу осенью 1990 года. 124 model series на тот момент выпускался шесть лет, но ожидание того определенно стоило. Заказчик получал автомобиль по топовым фирменным рецептам — харизматичный, очень мощный и комфортабельный.
![](https://motor.ru/imgs/2024/12/06/15/6676534/5dbfea3919604bc18c24e36fdadb9daa189f8748.jpg)
![](https://motor.ru/imgs/2024/12/06/15/6676536/6e8a36f46a671d456040c19521a8be86958439ff.jpg)
![](https://motor.ru/imgs/2024/12/06/15/6676535/1b815d57b064bf97b93e8367fbf8dfa7d0c51f88.jpg)
Пятилитровая 326-сильная «восьмерка» M119 от S 500 (W 140) и родстера SL 500 (R 129) обеспечивает разгон до сотни за 5,9 секунды и вакханалию на ограниченных электроникой 250 км/ч. Коробка передач четырехступенчатая автоматическая. Это вам не BMW с рядным шестицилиндровым двигателем и безальтернативной «механикой», здесь совсем иная инженерная философия и принципы гонки вооружений! Расширенные колесные арки — не понты, а жизненная необходимость разместить шины 225/55 R16 при наличии большого V8 под капотом. Бонусом прилагалась удивительная родословная, поскольку в создании машины активное участие принимала Porsche. Она приложила руку не только к адаптации шасси, но и к сборке.
![](https://motor.ru/imgs/2024/12/06/15/6676539/ab5f257a14e25ded9b972f55e2f1c879e7e64772.jpg)
![](https://motor.ru/imgs/2024/12/06/15/6676540/50e3ef7e5fe4e68cecfabb2d24426212e318a754.jpg)
![](https://motor.ru/imgs/2024/12/06/15/6676541/102668ac9284e7e3b615e8930c691cb00753d901.jpg)
Истинный энтузиаст видит в сотрудничестве двух именитых марок романтику и воодушевление. Правда же в том, что союз отчасти вынужденный. Разлапистый «пятисотый» не помещался на сборочной линии по ширине в трех местах. Вот так поворот, вот так педантичные немцы! И это не единственная причина. Поставить подпись под контрактом вынудили сжатые сроки — в свет уже вышла новая BMW M5. Плюс необходимость мудрить со сборкой и логистикой. В противном случае суперседан стоил бы под 200 тысяч марок.
На помощь призвали вступившего в далеко не лучшие времена суперкаростроителя, чьи продажи за период с 1986 по 1993 год обрушились с 50 тысяч до 14 тысяч штук. «Project 2758» (внутренняя кодировка «волчка») помог продержаться на плаву. «Заказ был очень важен для нас, чтобы обеспечить хорошую загрузку мощностей в Цуффенхаузене и Вайсахе», — вспоминает Михаэль Хельшер, руководитель проекта. Эпопея с «пятисотым» позволила Porsche разжиться доходом от производства, эффективно использовать имевшиеся в наличии заводские ресурсы, а заодно прокачать и без того высокую репутацию. Ведь если в портфолио есть эпизод партнерства с самим «Мерседесом», это о чем-то говорит!
На сборку каждого спорткара требовалось 18 дней. Путь начинался на заводе Porsche Reutter-Bau в Цуффенхаузене, куда поставляли комплект деталей и собирали шасси. Затем «полуфабрикат» отправляли на мерседесовскую фабрику в Зиндельфингеге для покраски кузова. После машину транспортировали на предприятие Porsche Rössle-Bau для установки V8 и завершения процесса. Финальную инспекцию проводили в Зиндельфингене.
![](https://motor.ru/imgs/2024/12/10/06/6679224/e74d854420c56b0dd9ec6259d060cafa0280a766.jpg)
![](https://motor.ru/imgs/2024/12/10/06/6679223/0d7a50ae3083ecc0b1ee9c86783779d18189a7bb.jpg)
![](https://motor.ru/imgs/2024/12/09/12/6678504/a43a6f0005aed2bf716e2c4e2fdc6a8e2b7c745c.jpg)
![](https://motor.ru/imgs/2024/12/09/12/6678505/9fe6150699bc7d8f2ecaba8cbb0b355993a32552.jpg)
По меркам семейства 500 E/E 500 — продукт малочисленный. Построено 10 479 единиц. Но есть куда более редкие «ешки». Например, известный немногим E 60 AMG 1993–1994 годов. Оно и понятно — ателье сподобилось всего на 45 экземпляров с шестилитровым V8 (381 л.с. и титанические 580 Нм при 3750 об/мин), ускорением до 100 км/ч за 5,4 секунды и предельными 295 км/ч. Внешне отличить суперэксклюзив от того же «волчка» крайне затруднительно. Подскажут лишь пятиспицевые 17-дюймовые колесные диски и двойные патрубки выхлопной системы. Но самым достоверным источником станет VIN-номер (он содержит опцию AMG Technology Package с кодом 957) и маркировка двигателя «M 119 E 60». Еще один поразительный факт: в рамках сверхмалой партии есть свой Limited Edition с колесами Evo-II и перенастроенной подвеской! Их всего 12, и компания тщательно отслеживает судьбу каждого.
Еще уникальные AMG? Пожалуйста — до E 60 ателье выкатило 300 E по прозвищу Hammer («Молот», «Кувалда»). И не смотрите на индекс — никаких трех литров и в помине не было. На седаны, универсалы и купе ставились доработанные M117 V8 объемом 5,0, 5,5 и 6,0 литров. Эрхард Мельхер, один из основателей AMG воплотил свой давний замысел и применил головки блока с четырьмя клапанами на цилиндр, что взвинтило отдачу самых крутых агрегатов до 385 л.с. Hammer нынче тоже придется поискать — сделано не более ста.
![](https://motor.ru/imgs/2024/12/06/16/6676623/d892dde3443fe69b49b542b26d4e792b46c11bbb.jpg)
![](https://motor.ru/imgs/2024/12/06/16/6676624/17311418c3d7cc9ed3fc127ea245614cb80dc18e.jpg)
О 124 model series впору писать энциклопедии. Мы же ограничились сжатым повествованием и вернемся к автомобилю при любом удобном случае. У вас есть такой? Завидуем! Храните как зеницу ока — такие нынче на вес золота в прямом смысле. А великолепно сохранившиеся «капсулы времени» стоят как чугунный мост с крылом от самолета. Причем, речь вовсе необязательно о дорогущем E 500! Минувшим летом на аукционе Bring a Trailer был продан дизельный E 300 1995 года с пробегом 8,4 тысячи миль (13,5 тысяч километров). За вечно молодого старичка удалось выручить 101 тысячу долларов — иначе говоря, он дороже нового, под завязку нафаршированного E-Class W214 с трехлитровым бензиновым двигателем!