Цена слияния: зачем объединяются Honda и Nissan

Две ведущие японские и мировые компании — Honda Motor Co. и Nissan Motor Co. — обсуждают возможное слияние. К ним также может присоединиться Mitsubishi Motors Co. Такими новостями пестрят СМИ разных стран, представляя это чуть ли не как сенсацию. Однако это скорее просто вопрос выживания.

Цена слияния: зачем объединяются Honda и Nissan
© ТАСС

Что уже известно

Два крупнейших японских автопроизводителя, мол, планируют подписать меморандум о взаимопонимании для создания новой объединенной холдинговой компании. Как отмечает, к примеру, Bloomberg, слияние будет направлено на то, чтобы помочь участникам соперничать с другими компаниями в области электромобилей, такими как Tesla и китайские автопроизводители.

Согласно источнику издания, обе фирмы "изучают способ объединения, который поможет им лучше конкурировать".

В случае слияния в мировом автопроме появится новый гигант с активами в $52 млрд, а это значит, что он может стать третьим по величине автопроизводителем (после Toyota и Volkswagen). В прошлом году Honda и Nissan суммарно произвели 7,4 млн автомобилей — 3,9 млн штук и 3,3 млн соответственно. Если же к ним примкнет еще и Mitsubishi Motors (в которой Nissan имеет почти 27-процентную долю), то три бренда могли бы ежегодно производить порядка 8 млн автомобилей.

Все это для того, чтобы привлечь новые инвестиции и конкурировать с Tesla и китайской BYD.

Про китайского производителя номер один (с недавних пор) можно вести отдельный разговор. BYD в 2023 году стремительно вышла на девятое место в мировом рейтинге продаж — прибавив 48,8% (2,6 млн штук), а по итогам первого полугодия 2024-го поднялась на седьмое место (плюс 40%). То есть она уже обогнала по объему глобальных продаж Honda Motor и Nissan Motor. 

Хотя Nissan была одной из первых в мире компаний, которая представила очень успешный электромобиль Leaf (целых 10 лет — с 2010 по 2019-й — он был самым продаваемым электромобилем в мире), но с тех пор его на пьедестале "подвинула" сначала модель Tesla 3, а потом и китайские производители. Так, еще в марте этого года Honda и Nissan договорились о сотрудничестве в сфере электромобилей, а в августе подписали соглашение о совместной разработке новых аккумуляторов и других технологий.

Пока же положение Nissan довольно сложное. В ноябре компания объявила о плане экономии средств на сумму $2,6 млрд, а сейчас в рамках этого плана готовится сократить 9 тыс. рабочих мест (6,7% сотрудников по всему миру). Этого, видимо, мало. В перспективе Nissan намерен закрыть 20% от всех своих производственных мощностей и уже снизил прогноз годовой прибыли на 70% — до $975 млн. Между прочим, это уже второе понижение прогноза в 2024 году. А что делать, если падение продаж автомобилей марки в Китае и США привело к сокращению прибыли во втором квартале на 85%?

Кстати, акции Nissan и Mitsubishi после появления информации о переговорах с Honda в первый же день — 18 декабря — на Токийской бирже выросли на 22% и 15% соответственно.

Нынешние показатели и перспективы компании Honda в целом гораздо лучше. Причем во многом благодаря диверсификации, ведь Honda — это не только легковушки, но также мотоциклы и моторы (тут она крупнейший в мире производитель). Мировые продажи автомобилей растут. Но, думаю, это пока. На сегодняшний день нет массового электромобиля — лидера продаж, проект по продвижению "водородомобиля" Mirai забуксовал и, вероятно, будет свернут. Так что самое время задуматься о будущем.

Партнерство во благо?

Казалось бы, выбор автомобильных марок сегодня — огромный, их количество исчисляется сотнями. Но фактически в современном мире осталось лишь чуть более десятка крупных конгломератов, которые владеют всеми этими брендами и производят около 90% всех автомобилей. Четверо из них имеют порядка 10% рынка каждый! Правда, сейчас ситуация на авторынке все же несколько меняется.

На рубеже веков и чуть позже началась самая активная волна объединений, а параллельно закрылся целый ряд компаний и брендов. Где теперь Saab, Pontiac, Mercury, Hummer и многие другие? Но в то же время мировая автомобильная промышленность переживала период быстрой консолидации. Это все диктовалось экономической необходимостью. Ведь разработка современной масштабированной легковой платформы требует годы работы и обходится в $2–4 млрд, создание линейки моторов — в сотни миллионов. Конечно, выгоднее сделать это вместе, а затем вместе и использовать. Многочисленные компании слились или были выкуплены в результате громких сделок. Началось все с приобретения Daimler американской компании Chrysler в 1998 году (союз распался в 2007 году).

Классическим примером такого объединения считаю создание альянса Renault и Nissan. Они являются стратегическими партнерами с 1999 года. Сейчас у них работает около 450 тыс. сотрудников. Альянс контролирует восемь основных брендов: Renault, Nissan, Mitsubishi, Infiniti, Samsung (Renault Korea), Dacia, Alpine и Venucia. RN — одна из ведущих мировых групп по производству самых разных автомобилей, в том числе и электромобилей, например Nissan Leaf. Кстати, стратегическое партнерство между Renault, Nissan и Mitsubishi не является слиянием или приобретением. Три компании объединены на основе соглашения о совместном использовании, в рамках которого они выкупили разные пакеты акций друг у друга. Кроме того, компании по отдельности могут устанавливать дополнительные партнерские отношения с иными автопроизводителями. Например, Renault имеет соглашения с немецким Daimler, китайскими Dongfeng и Geely. Правда, вот с основным партнером по альянсу — Nissan — отношения разладились после ареста в Японии главы всего холдинга Карлоса Гона в 2018 году. В январе 2023 года Renault и Nissan перешли к реструктуризации альянса. Renault сократила свою долю голосующих акций в Nissan до 15% (как и у японского концерна в капитале французского, а было 43,3%). Но разногласия остались.

Так что в этой ситуации возможное будущее соглашение между двумя крупнейшими японскими производителями может стать для каждого из них выходом из их ситуаций.

Хотя, конечно, не факт. В 2021 году Fiat Chrysler и PSA договорились о создании концерна Stellantis, одной из крупнейших в мире автомобильных групп. Туда вошли такие известные бренды, как Jeep, Dodge, Maserati, Peugeot, Citroen и так далее. Общая сумма сделки составила $52 млрд. Объединенную компанию возглавил опытнейший менеджер Карлос Таварес. И что же? В последнее время концерн Stellantis испытывает серьезные трудности. В первом полугодии 2024-го операционная прибыль компании упала на 40%, выручка снизилась на 14%, а чистая прибыль — на 48% (до $6,07 млрд). Во многом такие показатели обусловлены падением продаж на североамериканском рынке (-16%), а также неудачами на рынке электромобилей. И вот в начале декабря Карлос Таварес покинул свой пост...

По китайскому счету

А поможет ли возможное слияние Honda, Nissan и Mitsubishi выиграть борьбу с китайскими автоконцернами? Борьба идет за рынок КНР, как главный в мире — на него приходится треть всех продаж, — и остальные. Думаю, что китайцев уже не остановить и не обогнать в этой сфере — ни высокими таможенными пошлинами на ввоз электромобилей из КНР (40% в Европе, 100% в США), ни даже полным запретом. К своему "рывку на электромобилях и гибридах" они готовились 20 лет. На это были направлены усилия ведущих ученых и инженеров (как местных, так и приглашенных), огромные государственные и частные средства. И результат налицо: в первой десятке мировых лидеров продаж числится уже не одна, а целый ряд китайских моделей. А преграды можно обойти — например, если построить свои заводы в тех же Соединенных Штатах или Европе. Такие планы уже есть. Так в свое время завоевывали мировые рынки сначала японцы, потом корейцы…

Причем нельзя забывать и про простых автомобилистов. Они (мы) не хуже бизнесменов умеют находить возможности для обхода запретов. Главный козырь здесь — проголосовать за китайские "электрички" и гибриды своими долларами, евро и так далее. Все хотят выбирать самые современные автомобили и по доступным ценам.

Японские компании, конечно, будут работать и дальше, хотя часть рынка и потеряют. Но у этих марок миллиарды поклонников в мире. Быть может, в ближайшем будущем Toyota, Honda или Nissan предложат новую, прорывную технологию в автомобилестроении?