Где провести выходной — едем в музей паровозов «Кукушка»
«За рулем» предлагает увлекательную экскурсию в мир необычной техникиСюда обязательно следует попасть тем, кто интересуется техникой. Основной профиль музея «Кукушка» – железные дороги. И не простые, а узкоколейные. Впрочем, тут много и от автомобилей. Как добраться Точка в навигаторе тут Переславль-Залесский, в 15 км от которого находится музей паровозов, расположен на равном удалении от Москвы, Владимира и Ярославля. Примерно в 2-2,5 часах езды, если не попадете в пробки. От Переславля двигайтесь вдоль Плещеева озера до поселка Купанский. Там асфальт заканчивается. И до поселка Талицы, где находится музей, приходится тащиться по грейдеру. Для проселка дорога неплохая, хотя в распутицу бывают сложности с проездом на легковом автомобиле. Дирекция музея и жители поселка много лет пытаются достучаться до местных властей, чтобы дорогу заасфальтировали. И когда-то это обязательно случится. Почему сюда стоит приехать Даже сейчас музей узкоколейных железных дорог посещают более 20 тысяч человек в год. И это много для регионального музея, да еще и расположенного вдалеке от крупных городов. И добраться сюда можно только на машине. А едут потому, что это уникальное место. Это первый частный музей техники не только в Переславле-Залесском и даже не в Ярославской области, а во всей России. В начале 1990-х энтузиасты истории железных дорог, при поддержке ярославских предпринимателей, организовали Переславский музей узкоколейных дорог. Базой стало депо бывшего Талицко-Плещеевского торфопредприятия. Сейчас в коллекции музея – более 100 редких экспонатов. От рельсов и вагонных тележек – до паровозов и вагонов, отреставрированных и еще ожидающих восстановления. Многие выглядят непрезентабельно. Но за каждым ржавым болтом и листом железа кроется интереснейшая история длиной несколько десятков лет. И у вас есть возможность взглянуть на нее своими глазами. Что посмотреть ЗИМ на путях Поставить первую представительскую модель ГАЗа на рельсы – вовсе не идея безумных энтузиастов. Этот ЗИМ в заводской модификации «скорой помощи» в 1952 году попал по распределению на ГоГРЭС (Горьковскую районную электростанцию) в поселок Балахна. В 1960-е автомобиль списали и передали в мастерские Чернораменского транспортного управления, которое обслуживало узкоколейки электростанции. Там его и переделали на железнодорожный ход. И до 1990-х он возил начальство по производственным объектам. В трансмиссию встроили реверс-редуктор – машина могла ехать вперед и назад с одинаковой скоростью. Чтобы автомобиль передвигался без разворота, на корме тоже установили фары. Коробку передач заменили на грузовую – по рабочим характеристикам этот агрегат больше подходил для движения по рельсам. Управление тормозами завели на руль – вращая баранку по часовой стрелке, водитель сжимал тормозные колодки. В обратную сторону – распускал. Продолжение – на следующей странице Вагон-магазин Цельнометаллические вагоны стали строить после войны – сначала для широкой железнодорожной колеи, а потом и для узкой. Первые образцы были изготовлены в 1954 году на Калининском вагоностроительном заводе. А через год серийное производство наладили на Демиховском машиностроительном заводе в подмосковном Орехово-Зуеве. Вагоны ПВ-40Т (число 40 – это количество мест) были оснащены туалетом, водяным отоплением и электрическим освещением. С незначительными модернизациями их строили до 1989 года. ПВ-40Т стали основными вагонами для узкой колеи в советское время. Снегоуборщик на рельсах Первые снегоочистители появились во второй половине XIX века после открытия Николаевской железной дороги. Это были паровозы с плугами, которые отваливали снег в сторону от путей. Аналогичный принцип очистки был и у вагона-снегоуборщика, разработанного в 1930-е годы Центральным управлением машиностроительных заводов. На нем устанавливали по паре симметричных плугов – такие снегоуборщики работали на однопутных дорогах. Для двухпутных участков использовали конструкцию с одним большим плугом для уборки снега с путей на правую сторону. Плуги оснащали пневмоприводами – они работали от паровоздушного насоса паровоза, который приводил снегоочиститель в движение. После войны разработали версию вагона-снегоочистителя для узкой колеи. Ножами и крыльями управляли вручную с помощью рычагов и противовесов. Вагон оснащали печным отоплением и электрическим освещением, питающимся от аккумуляторов или турбины паровоза. Паровоз, автомобиль или генератор? Локомобилями по ходу истории называли разную технику. В наше время в эту категорию попадают транспортные средства, которые могут передвигаться как по дорогам, так и по рельсам. Таким термином обозначали первые автомобили. Но изначально это были передвижные паровые двигатели, которые служили приводами для сельхозтехники (молотилки, мельницы, пилорамы) и обеспечивали электроэнергией, горячей водой и паром небольшие хозяйства и производства. Крупнейшим производителем локомобилей для нужд сельского хозяйства была французская фирма «Брелу» (Breloux). Ее основал инженер-механик Жан Брелу – кавалер ордена Почетного легиона (высшая награда Франции). Модель «Ардант» (Ardente) – одна из самых простых и недорогих в линейке компании. Локомобиль весит около 3 тонн, развивает мощность 16 л.с. при давлении пара 8 атмосфер. Таких характеристик было достаточно для нужд большинства фермерских хозяйств. Продолжение – на следующей странице Самый дорогой паровоз «Кукушками» называли быстроходные паровозы серии К. Их начали выпускать на Коломенском заводе в 1907 году. А в 1910-м появились модернизированная версия, получившая название «коломенский усиленный». Таким образом, к индексу К добавили букву У. За этими паровозами и закрепилось имя «Кукушка». Узкоколейные паровозы получили это прозвище еще и за своеобразный звук гудка, больше напоминающий кукование, а не традиционный паровозный сигнал. В 1926 году в Коломне приступили к разработке нового вида «кукушек» – последователи паровозов серии К получили индекс 157. Через пару лет появились первые серийные образцы. А чуть позже производство передали на завод «Красное Сормово» (Нижний Новгород). Суммарно на двух заводах выпустили более 200 паровозов типа 157. В 1933 году на путях Чернораменского торфотреста под городом Балахна проводили испытания этих паровозов. И тип 157 признали лучшим отечественным паровозом для узкой колеи. Музейный экспонат – один из образцов, который проходил испытания под номером 469. Он выпущен на Коломенском заводе в 1928 году. Некоторое время был памятником в Балахне. В 1998 его перевезли в музей. Как работает Музей открыт с 10 до 17 часов. Понедельник и вторник – выходные дни. Билет для взрослого стоит 300 рублей, для ребенка (от 3 лет) – 100 рублей. Есть бонус Вы попали в настоящий МУЗЕЙ! Тут представлена техника в аутентичном состоянии. Что-то уже отреставрировано и выглядит так, будто только что вышло из производственного цеха. Другие машины и агрегаты еще ждут необходимых деталей и специалистов для восстановления, а потому и выглядят непрезентабельно. О каждом экспонате вы сможете получить исчерпывающую информацию от сотрудников музея. Они – энтузиасты своего дела и ответят на любые вопросы, касающиеся истории узкоколейных железных дорог. Что посмотреть рядом В близлежащем Переславле-Залесском расположено много небольших, но очень занятных музеев. Самый, пожалуй, старый и известный – музей утюга. Для посетителей открыты музеи денег, радио, швейных машин, шоколада и прочие. Заезжайте в любой – не пожалеете. Где увидеть круглый танк и машину Сталина - 5 подмосковных музеев техники тут