Российским покупателям хотят ограничить размер компенсаций при возврате товара
Российским покупателям хотят ограничить размер компенсаций при возврате товара
Соответствующий законопроект разработал сенатор Айрат Гибатдинов.
Российские суды все чаще присуждают покупателям, недовольным качеством приобретенного товара, компенсации, которые в два-три раза превышают их затраты на покупку. Например, человек купил российский внедорожник с импортной автоматической коробкой передач за миллион рублей, а затем предъявил претензию, что автомобиль работает плохо. Если производитель не может отремонтировать или заменить зарубежную запчасть, он расторгает договор и требует компенсацию. Поскольку аналогичных автомобилей на российском рынке нет, суды рассчитывают размеры компенсаций на основе импортных моделей. Это открывает возможности для недобросовестных покупателей.
Сенатор Айрат Гибатдинов разработал законопроект, направленный на ограничение возможностей потребительского экстремизма, и передал его на оценку заместителю председателя Правительства Дмитрию Григоренко.
Сравнение с аналогами
Российские потребители действительно имеют право на компенсацию по актуальной рыночной цене аналогичного товара. В Законе «О защите прав потребителей» указано, что цена товара, подлежащего замене, определяется на момент его замены.
Таким образом, если товар подорожал за полгода или год, покупателю следует вернуть актуальную цену, а не ту сумму, которую он фактически заплатил. Некоторые россияне, похоже, заметили в этом неплохую возможность заработать, возвращая производителям автомобили с недостатками и требуя компенсации через суд.
«Уже сейчас есть несколько судебных решений, при которых сумма компенсации потребителю берется исходя из стоимости импортных внедорожников, превосходящих стоимость отечественных авто в три-четыре раза», — пояснил «Парламентской газете» Айрат Гибатдинов.
Например, на сайте Нижегородского районного суда опубликовано решение по гражданскому иску гражданина, который решил вернуть автопроизводителю купленную ранее машину за 1,6 миллиона рублей из-за некорректной работы автоматической коробки переключения передач.
Проблема заключается в том, что производитель не может заменить эту АКПП, так как она французская и больше не поставляется в Россию из-за санкций. В результате отремонтировать автомобиль становится невозможно или крайне сложно. Кроме того, заменить его нельзя, если покупатель хочет точно такую же модель, поскольку аналогичные автомобили с АКПП больше не производятся. В судах, поскольку ни один эксперт не может установить рыночную цену на несуществующий товар, отечественные автомобили сравниваются с импортными.
Так, в упомянутом решении в Нижнем Новгороде производителя обязали вернуть покупателю не 1,6 миллиона рублей, а 5,6 миллиона — стоимость импортного аналога. В своем законопроекте Айрат Гибатдинов предлагает ограничить компенсацию фактически уплаченной за товар суммой с учетом роста базового индекса потребительских цен или ориентироваться на цену аналогичного отечественного товара в случае отсутствия на рынке соответствующего изделия от того же производителя.
В действующей редакции отсутствует определение термина «соответствующий товар», что приводит к значительным различиям в судебной практике относительно возмещения разницы в цене и суммы штрафов. Цель законопроекта — защитить права отечественных производителей, исключив возможность недобросовестного использования гражданских прав и злоупотреблений при реализации судебной защиты.
При этом парламентарий отмечает, что согласно буквальному толкованию закона, потребитель имеет право требовать разницу между уплаченной ценой товара и ценой аналогичного товара на рынке в момент обращения за защитой своих нарушенных прав.
До суда было бы дешевле
«Граждане совершенно точно не должны пострадать. Давайте поставим себя на место такого покупателя. Он копил или взял кредит, рассчитывая, что вещь будет ему служить, а по факту получил проблему с несоответствующим заявленному товаром», — сказал «Парламентской газете» член Комитета Госдумы по защите конкуренции Айдар Метшин.
Депутат отметил, что в целом он поддерживает покупателей, но подчеркнул важность осторожного и разумного подхода к принятию решений, чтобы обеспечить защиту прав граждан и учесть интересы производителей.
В свою очередь, член Общественной палаты РФ Александр Холодов считает, что случаи, когда компенсации достигают трехкратной стоимости товара, возникают только у тех производителей, которые не стремятся разрешить спор до судебного разбирательства.
Например, они могли бы предложить недовольному клиенту заменить автомобиль на новый, предоставить дополнительную гарантию и подарить комплект зимней резины.
«Не думаю, что есть люди, которые покупают машину с расчетом посудиться с производителем. Не можете устранить недостатки из-за санкций? А почему это должно волновать потребителя? Он купил машину, но не может нормально ее использовать», — сказал «Парламентской газете» общественник.
По его мнению, Закон «О защите прав потребителей» является одним из самых строгих для продавцов, однако он также предоставляет возможность решить вопросы без обращения в суд.
Например, если речь идет об импортных запчастях, существуют каналы параллельного импорта, и важно проявить желание для разрешения проблемы.
«Серьезные производители понимают, что у них будет процент товара, за который им придется платить компенсации. Разумнее уладить дело до суда. А если человек пошел в суд, то значит, компания ему отказала. Я рад, что суды стали выносить такие решения. Они должны стимулировать производителей понимать, что дешевле уладить ситуацию до суда и без суда», — сказал эксперт.
По материалам «Парламентской газеты»