Самые дорогие, самые тусклые, самые холодные — у каких фар свет лучше

Эксперт Ревин перечислил плюсы и минусы галогена, ксенона и светодиодов в фарахКогда-то, больше века назад, ацетиленовые фонари на автомобилях были вытеснены лампами накаливания. Стеклянные колбы с раскаленной и светящейся спиралью внутри почти до конца прошлого века отвечали за головное освещение автомобиля. За это время произошло лишь одно изменение – простые лампы накаливания сменили лампы со спиралями, работающими в среде инертного газа. Их назвали галогенными. Мы с вами живем в интересное время. Такого в истории автомобилестроения не было, чтобы на дорогах можно было встретить сравнительно новые автомобили сразу с тремя типами источника света – галогеновыми фарами, фарами с ксеноновыми лампами и со светодиодами. У фар автомобиля две основные задачи: максимально хорошо, равномерно и далеко освещать дорогу перед автомобилем и, вместе с тем, не слепить водителей встречного транспорта. Посмотрим, насколько хорошо справляются с этими задачами фары с тремя перечисленными источниками света. Фары с галогенными источниками света Их можно разделить на две большие группы. К первой относится лампа Н4 мощностью 55/60 Вт, которая в одиночку обеспечивает и ближний, и дальний свет. Ко второй группе относятся фары, в которых отдельные лампы со своими отражателями отвечают как за освещение дороги вдаль при отсутствии встречных автомобилей, так и за обзорность в условиях интенсивного встречного и попутного движения. Фары с лампами Н4 – это просто энергетическая катастрофа. В режиме ближнего света более трети излучения спирали мощностью 55 Вт отсекается металлическим экраном, расположенным внутри колбы лампы, а потому не освещает дорогу. Такова плата за то, чтобы засветка зоны расположения глаз водителя встречного автомобиля была минимальной. На режиме дальнего света ситуация лучше, и все 60 Вт идут на освещение дороги. У таких фар преимуществом являются только простая, отработанная конструкция и низкая стоимость. Стоимость одной, даже самой «именитой» лампы накаливания, не превышает 1500 рублей. Фара с двумя галогеновыми лампами, одна из которых дает ближний свет, а другая – дальний, совершеннее. По крайней мере, все световое излучение от 55-ваттной спирали наиболее распространенной лампы Н7 идет на образование пучков ближнего света. Сегодня на некоторых автомобилях в фарах используются лампы накаливания в сочетании с линзами. Эта конструкция обеспечивает лучшее светораспределение, но лампам в такой ситуации очень «жарко», что снижает их и без того небольшой ресурс. Вообще, ресурс ламп накаливания является ахиллесовой пятой такой системы освещения. Сколько на дороге «одноглазых» машин, и чаще всего это модели с галогенными лампами. Сегодня все автомобили с галогенными источниками света снабжают корректорами, изменяющими угол пучков света по отношению к продольной оси автомобиля. При правильном использовании это хорошие помощники на дороге. В целом про фары с лампами накаливания можно сказать, что они, отличаясь простотой и низкой стоимостью, имеют и другие преимущества. Снег зимой на них быстро тает от нагрева достаточно сильным источником тепла. Но зато и жидкая грязь активно присыхает. Неплохим сочетанием являются галогенная фара и струйный омыватель. Хотя раньше на некоторых автомобилях были и маленькие дворнички на каждой фаре. Жаль, что такое решение возможно только при стеклянных колпаках фар. Встречалось оно редко и чаще на автомобилях для северных широт. Фары с ксеноновыми источниками света Источником света в ксеноновой фаре служит дуговой разряд в среде раскаленного ионизированного газа, находящегося в герметичной колбе. Одной ксеноновой лампы недостаточно для работы фары. Необходим еще и блок розжига, который обеспечивает вначале высокое напряжение порядка 25 киловольт, после чего разряд нужно поддерживать переменным током 300 Гц и напряжением 330 В. В целом, потребление электроэнергии ксеноновыми лампами снизилось почти вдвое по сравнению с галогенными лампами. Ресурс ксеноновых источников света выше, чем у ламп накаливания, и они не перегорают мгновенно, а постепенно теряют яркость и даже цвет. Поэтому такие лампы нуждаются в периодической замене. А стоимость «фирменных» ламп может достигать 6-7 тысяч рублей за пару. Такие фары появились в последнем десятилетии прошлого века и, конечно, первым делом на дорогих и престижных моделях. Далее «ксенон» постепенно пошел в массы, но все равно был значительно дороже фар с галогенными источниками света. Поэтому ксеноновые фары практически не дошли до автомобилей классов А и В и нечасто встречались даже на легковых автомобилях и кроссоверах С-класса. Характерный пример – кроссовер С-класса Nissan X-Trail в кузове Т-31: только наивысшая комплектация включала фары с ксеноновыми лампами. Вместе с ксеноновыми лампами на дорогих автомобилях появилась система автоматического переключения с дальнего света на ближний. Очень часто в фарах использовались лампы накаливания на дальний свет и ксеноновые – на ближний. Обязательными стали устройства, автоматически корректирующие направление пучков света фар в зависимости от продольного наклона кузова. Также на все автомобили с ксеноном стали устанавливать омыватели фар. Чаще всего ксеноновые лампы устанавливались в линзовые модули. Зато самодельщики пристраивали через переходники ксеноновые лампы в обычные рефлекторные фары, рассчитанные на галогенки. При этом зона свечения газа в лампе не попадала в расчетную точку внутри фары. Светораспределение было абсолютно произвольным, и фары сильно слепили водителей встречного транспорта. Именно эти эксперименты привели к тому, что в Правилах дорожного движения все вредные и неправильные источники света до сих пор называют ксеноном, хотя самодельщики сегодня все чаще используют светодиодные источники света. Светодиодные фары Главное преимущество – яркость. В большинстве случаев степень освещенность дороги кажется гораздо лучше, особенно если до этого вы ездили на машине с галогенными фарами. Все предыдущие фары проектировались с расчетом, что лампу в фаре можно заменить. А вот современная светодиодная фара не предусматривает простую замену светодиодов. Светодиодов в этом типе фар так много, что порой они образуют целую матрицу, причем каждый из них управляется отдельно, что позволяет обеспечить не только режим дальнего и ближнего света. Самые совершенные фары могут при большом общем освещении дороги затемнять только зону, в которой находится встречное или попутное транспортное средство. Светодиодные фары великолепно освещают дорогу, долговечны и радуют всем, кроме цены. Если при аварии вы повредите такую фару, то замена обойдется в кругленькую сумму. Даже на китайские кроссоверы фара может стоить более 200 тысяч рублей. Не все светодиодные фары оборудуются омывателями, но автомат регулировки по высоте присутствует всегда. Отсутствие фароомывателя может сильно осложнить движение в метель. Дело в том, что светодиоды лишь слегка нагревают пластиковый колпак фары (этого недостаточно, чтобы растапливать налипающие снежинки), и она может буквально зарасти снегом. Это не только ухудшает степень освещения дороги, но и начинает слепить водителей встречного транспорта. Запрещенный тюнинг В фарах, предназначенных для галогенных ламп, можно устанавливать только их. Запрещено использовать и ксеноновые, и светодиодные лампы, которые имеют присоединительные размеры, как у ламп Н4 или Н7. По столице с такими фарами, которые сразу заметны в потоке, некоторое время проездить еще можно, но на загородных дорогах первый же экипаж ДПС заинтересуется, что это у вашего, скажем, Логана за две «сверхновые звезды» полыхают. Кстати, мы проверяли работу светодиодных ламп в галогенной фаре, и результат не обрадовал. При большом желании в обычные рефлекторные фары можно установить и линзованные модули, и светодиодные источники света, но такую переделку придется узаконить. Чтобы получить нужную запись в свидетельство о регистрации, надо пройти платную и муторную экспертизу и минимум дважды посетить регистрационное подразделение ГАИ. И даже после этого путешествие по загородным дорогам будет затруднительно, так как вас будут постоянно останавливать, беседовать, а затем, посмотрев документы, отпускать. Но время будет потеряно, а настроение – испорчено. Бензины тоже бывают зимними, но даже они могут замерзнуть.

Самые дорогие, самые тусклые, самые холодные — у каких фар свет лучше
© За рулем