Почему в СССР «Жигули» считали самым престижным автомобилем

В СССР, где автомобиль был не просто средством передвижения, но и символом социального статуса, выбор между моделями часто определялся их престижностью.

Почему «Жигули» были престижнее «Москвичей» в СССР
© Car.ru

Две ключевые марки — «Жигули» (ВАЗ-2101) и «Москвич» (например, модель 412) — занимали разные ниши в сознании советских граждан. Несмотря на схожую доступность в рамках плановой экономики, «Жигули» воспринимались как более статусные, и этому способствовал ряд факторов.

Технологическое превосходство и западные корни. «Жигули», выпускаемые Волжским автомобильным заводом с 1970 года, создавались при участии итальянской компании Fiat. Это сотрудничество обеспечило модели современный для СССР дизайн, передовые на тот момент технологии, такие как гидравлические тормоза и пятиступенчатая коробка передач, а также повышенную комфортность салона. В отличие от них, «Москвичи», производимые на Московском заводе малолитражных автомобилей (АЗЛК), базировались на разработках 1960-х годов. Хотя «Москвич-412» славился надежностью и просторным салоном, его конструкция воспринималась как устаревшая, особенно на фоне «европейского» имиджа ВАЗ-2101.

Скорость и динамика. «Жигули» обладали более мощным двигателем (58 л.с. против 75 л.с. у поздних модификаций ВАЗ), что позволяло развивать скорость до 140 км/ч, тогда как «Москвич-412» ограничивался 145 км/ч, но в массовом сознании ассоциировался с менее динамичной ездой из-за особенностей управляемости. Кроме того, ВАЗ-2101 считался более адаптированным для дальних поездок, что усиливало его популярность среди автолюбителей.

Социальное восприятие и доступность. Хотя обе модели были доступны преимущественно через очереди или распределение, «Жигули» быстрее стали символом «советского среднего класса». Их производство на новом заводе с конвейерными технологиями ассоциировалось с прогрессом, а европейский дизайн создавал иллюзию близости к западным стандартам. «Москвичи», напротив, сохраняли имидж «городского авто» для скромного бюджета, несмотря на все инженерные достоинства.

Культурный след. Упоминания в кино, музыке и литературе также сыграли роль. «Жигули» чаще фигурировали в контексте успеха и современности, тогда как «Москвич» оставался в тени как «рабочая лошадка». Этот культурный нарратив закрепил иерархию, сделав ВАЗ-2101 объектом желания для нескольких поколений советских граждан.

Таким образом, престиж «Жигулей» основывался не только на технических характеристиках, но и на их символической роли — они олицетворяли прорыв СССР в «автомобильную эпоху», пусть и через заимствование зарубежного опыта. «Москвичи», при всех своих достоинствах, оставались в массовом сознании продуктом прежней эпохи, что и определило их место в иерархии советского автопрома.

Ранее сообщали о том, что в январе текущего года 4 новые модели появились на рынке России, которые могут завоевать лидерские позиции.