Росстандарт запретил импорт и продажу китайских грузовиков Shacman SX3258

В Росстандарте сочли, что самосвалы Shacman SX3258 слишком шумные, а это способствует усталости водителя и может стать причиной ДТП. Там же высказали претензии к тормозной системе этих грузовиков и указали на то, что машины оснащаются не соответствующими нормативам противоподкатными брусами и боковыми защитными устройствами. Последнее — это просто куски металла или трубы, которыми, грубо говоря, обшивается грузовик, чтобы при аварии легковушка не заехала под самосвал.

Росстандарт запретил импорт и продажу китайских грузовиков Shacman SX3258
© BFM.RU

До устранения этих нарушений Росстандарт не просто запретил ввозить в Россию и продавать в стране новые грузовики SX3258, российскому представительству бренда придется также провести отзывную кампанию, чтобы исправить уже эксплуатируемые машины.

Всего в Россию ввезено около 15 тысяч потенциально проблемных грузовиков этой модели, заявляют в ведомстве. И 2,2 тысячи из них уже проданы и используются. По данным «Автостата», марка Shacman по итогам 2024 года заняла третье место по продажам в сегменте крупнотоннажных грузовиков. Лидером стал китайский концерн Sitrak, на втором месте — «КамАЗ».

Некоторые наблюдатели в действиях Росстандарта увидели попытку зачистки рынка в интересах российских производителей. Однако представители компаний, которые продают грузовики, а главное — те, кто их покупает, заявили «Бизнес FM», что сейчас конкуренция на этом рынке высока и аналогов у самосвала Shacman предостаточно. Вот что радиостанции рассказал заместитель генерального директора компании «Бизнес тракс» Ринат Файзулин:

Ринат Файзулин заместитель генерального директора компании «Бизнес тракс» «Есть большое количество аналогов в том же китайском сегменте. Это Sitrak, Dongfeng, JAC, Foton. Аналогов данной техники очень много. В том числе отечественный «КамАЗ», «Урал» — пожалуйста, только вопрос с их количеством на рынке очень спорный. Их сейчас все-таки чуть меньше, чем китайской техники. Также МАЗ — из ближайшего СНГ Белоруссия производит технику, те же самосвалы 6×4 в большом количестве. То есть негативного эффекта и непоправимых последствий, думаю, не будет».

По сравнению c Shacman Sitrak подороже, МАЗ заметно дешевле, «КамАЗ» стоит примерно столько же. Многое зависит от комплектации и от того, когда машина была ввезена, — до повышения утильсбора или после. Но дефицита на рынке точно нет. Это подтвердил «Бизнес FM» и Александр Захаров, технический директор компании «Капитал», в парке которой есть те самые самосвалы Shacman:

Александр Захаров технический директор компании «Капитал» «Их ввезли столько в Россию! Начиная от Забайкальского края, Читы, Иркутска, Челябинска. Их еще столько в пути! Много еще через Казахстан заходит, они «серые». Их столько сюда ввезли, что в ближайшие год-два я не думаю, что возникнут проблемы с покупкой. Есть очень много бывшей в употреблении техники. Бэушной в плане того, что это годовалая техника: 2023 год, 2022-й. Лизинговые компании их забирают пачками. Все площадки переполнены. Не будет нового — можно взять лизинг с пробегом 50-70 тысяч. Если кому-то так нравится Shacman, вообще проблем нет».

По словам собеседников «Бизнес FM», по уровню шума Shacman мало чем отличаются от своих конкурентов. Решить проблему защитных обвесов может один грамотный сварщик. А вот по тормозам все действительно не так просто. Но тут больше виноваты не китайские производители, а российские перевозчики. Некоторые китайские грузовики изначально были спроектированы под перевозку сельхозпродукции или угля, но в России на них возят щебень и гранит. Причем нередко с завышением установленной грузоподъемности. А на такое китайские тормоза действительно не рассчитаны изначально. И касается это не только Shacman.

С другой стороны, нельзя не обращать внимания на то, что глава Минпромторга Антон Алиханов ранее заявлял о необходимости ужесточить работу по сертификации и проверке автомобилей из Китая. Министр отмечал, что серьезные нарушения выявлены уже у трех китайских производителей грузовиков. Названий он не приводил. Но если запрет распространится не только на Shacman, те самые подозрения в попытке расчистить рынок будут иметь под собой больше оснований.