«Нормальные иномарки» – они вернутся, но счастья не случится
Когда в Россию вернутся Toyota, Mitsubishi, Volkswagen, Ford и все прочие автомобильные производители, и вернутся ли они вообще – очень популярная тема для дискуссий. Почему-то многие уверены, что стоит «выключить» западные санкции – и всё будет, как несколько лет назад. Культурно, с официальными дилерами (ОД), складами запчастей и иномарками за приемлемые деньги. Но это не более чем «влажные мечты».
«Я абсолютно уверен, что большинство брендов совершенно точно не потеряли интерес к российскому автомобильному рынку и, в конечном итоге, вернутся. Не могу предсказать точную дату их возвращения, но очевидно, что российский рынок слишком велик для того, чтобы его игнорировать, особенно в течение длительного периода времени.
Если некоторые бренды будут отсутствовать слишком долго, они просто могут потерять свои позиции и уступить их более быстрому конкуренту. И, возможно, не только на российском рынке, но и на мировом. Но то, каким именно образом они вернутся на российский автомобильный рынок и в каком виде это будет происходить, предсказать сложно», – заявил бывший глава «АвтоВАЗа» Бу Андерссон.
Правда, подкрепить свои слова какими-либо доказательствами он не удосужился. Да и в целом это не тот персонаж, которому можно верить. Человека, который уничтожал «АвтоВАЗ» и его смежников из российского автопрома, стоило бы вообще сделать персоной нон грата в российских СМИ.
Тем не менее возвращения мировых автоконцернов в РФ ждут, этого хотят, в общем-то, практически все потребители. Возможно ли оно? Порассуждаем.
Американцы внезапно «выключат» нам все санкции? Да, это возможно, но при одном условии – если мы согласимся на все их требования. То есть объявим безоговорочную капитуляцию и скажем, что все жертвы на СВО были напрасны.
Даже если кто-то в верхах и попытается провести подобный финт ушами, это закончится плохо, а именно «острым ростом социальной напряжённости» и новым маршем военнослужащих на Москву. В Кремле сие, наверное, понимают и вряд ли хотят повторения. Особенно учитывая то, что защищать чиновников никто не станет – этот момент власти прекрасно помнят.
То есть речь может идти лишь о некоем возможном смягчении санкций. Причём довольно ограниченном и вряд ли быстром. И тоже не просто так, а в ответ на какие-то уступки. А далее речь исключительно про экономику, в чисто российском её понимании.
Хотят ли иностранцы вернуться? Кто-то хочет и даже очень явно это демонстрирует. Например, корейцы из Hyundai-Kia сейчас проводят очередную масштабную отзывную компанию, хотя де-юре компании в РФ нет. Как это осуществляется? Точно неизвестно, но, судя по всему, возможности сохранились. Дальновидно.
Toyota помогает российским техцентрам с «параллельными» поставками «оригинальных» запчастей. Молодцы. Немцы также поддерживают как бы неофициальные контакты со своими «бывшими» российскими партнёрами – и по гарантии, и по текущим ремонтам. Зачем – понятно. То есть «железный занавес», организованный американцами, не без прорех.
Однако всё это как-то не тянет на подготовку к возвращению, так – скорее текущее поддержание лояльности потенциальной клиентуры. На перспективу.
Позиция французов совсем иная. С запчастями у их бывших ОД всё очень плохо, улучшений не ожидается – на покупателей плевать. При этом «АвтоВАЗ» снова скручивает Largus, вроде как из «контрабандных» запчастей, но это даже не смешно. «Искра», которую вскоре собираются запустить, будет на платформе CMF-B от Renault. И комплектующих для неё в РФ нет – предполагается использовать импортные детальки. Французские, тут без вариантов. То есть лягушатники просто втихаря, как мелкие жулики, приторговывают в обход санкций.
Почему всё происходит именно так? Главная проблема – ёмкость российского рынка и ценообразование на нём. В настоящий момент по дорогам РФ передвигается около 45 млн легковых автомобилей, средний возраст транспортных средств превысил 16 лет и продолжает увеличиваться. Вроде как да, довольно перспективно. Но есть нюансы.
До февраля 2022 года за те деньги, которые сейчас в РФ просят за китайский «одноразовый» и не самый дорогой кроссовер, можно было купить новый Toyota Land Cruiser Prado J150, Mitsubishi Pajero Sport III или что-то ещё того же плана. То есть автомобиль совсем иного класса и с принципиально другим ресурсом, в разы большим, чем у пепелацов из КНР. Однако если поставки возобновятся, такого праздника больше не будет – ибо есть «утилизационный» сбор и прочие радости жизни. Ценники будут в 2-3 раз выше.
Причём это касается не только дорогих по определению внедорожников, ценник на какую-нибудь Toyota Corolla или Volkswagen Jetta тоже придётся рисовать за гранью добра и зла. Та же Dacia Sandero – от 12 400 евро в Германии – точно не будет стоить 1,2 млн рублей, авто станут продавать минимум в два раза дороже. Ибо «утилизационный» сбор. Но это никто не купит.
Всем известно, что данные Росстата о «неуклонном росте реальных располагаемых доходов населения» несколько некорректны, а официальную цифру средней зарплаты по РФ нужно делить минимум пополам, для большинства регионов – на три. Ситуация стабильно ухудшается, в том числе и по причине системного кризиса в экономике – кредитование промышленности при текущей ставке рефинансирования просто невозможно. При этом стоимость ЖКУ растёт, продукты питания и ГСМ дорожают, все остальные товары и услуги тоже. Денег на покупку машинок у граждан РФ становится всё меньше.
То есть получается, что рынок совсем не перспективный. В отличие, например, от китайского, который сейчас оценивается минимум в 30 млн новых авто ежегодно. Большую его часть контролируют местные производители, однако и иностранцам там тоже есть что ловить. В 2024 году в РФ продадут от силы миллион новых авто, половина их которых придётся на «АвтоВАЗ». А 400-500 тысяч легковушек на всех – это не те объёмы, за которые стоит бороться. Мистер Бу не умеет считать?
Это если забыть про «технические» проблемы. Система официальных представительств и ОД строилась много лет, нынче она разрушена. Квалифицированные автомеханики, разбежались по гаражам и преуспевают, в дилерские СТО они не вернутся. А в целом по отрасли жуткий кадровый голод.
Не стоит сбрасывать со счёта и проблемы с правами собственности, например, на те же «отвёрточные» сборочные производства, которые достались российскому бизнесу за копейки. Те же французы снова захотят контроля над «АвтоВАЗом» – чтобы его окончательно добить. Оно нам всё это нужно?
Бесспорно, хотелось бы, чтобы в автосалонах снова появились доступные машины. Только вот на каких условиях – это очень важно. Пока основу российского автопарка составляют всевозможные «жигуляторы» и иномарки из середины «нулевых», 16 лет для которых вполне рабочий средний возраст. И поступаться ради более новых железок интересами страны точно не стоит.