Российские запчасти подгонят под Boeing и Airbus

Дефицит иностранных запчастей к гражданским воздушным судам в условиях антироссийских санкций и ограничений, введенных западными поставщиками, в ближайшее время не может быть легко устранен. Решить проблему поможет развитие отечественного производства альтернативных компонентов, необходимых для замещения оригинальных расходных частей, применяемых при ремонте иностранных пассажирских самолетов.

Российские запчасти подгонят под Boeing и Airbus
© Парламентская газета

Законопроект, позволяющий создать в стране новую перспективную подотрасль, которая на сегодня успешно функционирует во многих странах, Госдума приняла в первом чтении 13 февраля. «Парламентская газета» выясняла, насколько поможет нововведение нашим авиаперевозчикам.

В условиях санкционного давления

Недавний локдаун, усиление мер безопасности во время ковида, закрытие доступа к оригинальным комплектующим и общее санкционное давление после начала специальной военной операции серьезно отразились на поставках в нашу страну запчастей к пассажирским самолетам иностранного производства. И, увы, образовавшийся дефицит запасных частей в условиях ограничений в ближайшее время не может быть легко устранен, пояснил сенатор Андрей Шохин.

Он напомнил, что в ноябре прошлого года председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко поручила сенаторам оперативно проработать вопрос совершенствования нормативно-правового регулирования авиационной отрасли.

«Так, сенаторами был разработан предлагаемый законопроект, основная цель которого — обеспечение развития отечественного производства альтернативных компонентов гражданской авиационной техники, необходимой для замещения оригинальных расходных частей, применяемых российскими предприятиями при ремонте иностранных компонентов», — уточнил Шохин.

«Для этого предлагается дополнить статью 37 Воздушного кодекса положением, предусматривающим, чтобы уполномоченные органы, имеются в виду Минтранс и Росавиация, в случаях, предусмотренных федеральными авиационными правилами, устанавливающими порядок обязательной сертификации, оформляли одобрение на изготовление и установку комплектующих изделий гражданского воздушного судна, авиационного двигателя и воздушного винта», — добавил соавтор поправок.

По его мнению, развитие отечественного производства альтернативных компонентов гражданской авиации позволило бы не только в краткосрочной перспективе помочь российскому авиапрому, «но и создать в стране новую, очень перспективную подотрасль». Шохин напомнил, что такие производства сегодня уже существуют и успешно функционируют во многих странах.

Комитет Госдумы по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры инициативу счел вполне уместной. Член комитета Олег Гарин отметил, что ранее депутаты уже обращали внимание на проблему нехватки комплектующих гражданских воздушных судов в условиях санкций.

«Полагаем, что предложенный авторами законопроекта подход поспособствует решению данной проблемы. Поэтому комитет поддерживает его концепцию и предлагает принять в Государственной Думе его в первом чтении. А уже ко второму чтению мы детально проработаем механизм одобрения, изготовления и установки комплектующих изделий гражданских воздушных судов», — заверил депутат.

Безопасность не пострадает

Объясняя важность и практическую целесообразность нововведения, Андрей Шохин заверил, что безопасность полетов от замены иностранных комплектующих на отечественные не пострадает: процесс сертификации останется тем же, что и в отношении оригинальных запчастей. Больше того, вырастет предсказуемость. 

Некоторые российские предприятия, по его словам, уже сейчас могут выпускать авиазапчасти. В качестве примера сенатор привел завод в Балашихе, который готов наладить производство колодок к «Боингу». Но сейчас этот компонент нельзя применять на иностранном самолете, однако после принятия закона и последующей обязательной сертификации им можно будет официально пользоваться.

По словам Шохина, сегодня уже 22 отечественных разработчика получили одобрение на сертификацию. И список таких предприятий ширится, что позволит постепенно избавиться от необходимости закупки неоригинальных запчастей за рубежом.

Еще одним полезным свойством законопроекта можно считать то, что он гарантирует качество альтернативных комплектующих. Сегодня, к сожалению, таких гарантий нет: авиакомпании сами заказывают неоригинальные запчасти, «потому что на сегодня нет закона». «А тут будет таким образом все происходить: если компания сама будет заказывать неродную запчасть, то она обязательно будет проходить сертификацию в Росавиации. И только после всех испытаний она встанет на тот самолет или ту конструкцию, которую будет замещать», — обратил внимание Андрей Шохин.

Сегодня «неродные детали, к сожалению, устанавливаются», признал парламентарий. «Поэтому мы даем право Росавиации прописывать, каким образом это должно все выглядеть. Чтобы внесли те позиции, которые имеют право быть сертифицированы и произведены как неродные запчасти. То есть оно будет прописано в авиационных правилах, все по позициям», — подчеркнул сенатор. Таким образом, по его мнению, будет исключена установка на самолете запчасти, которой нет в утвержденном Росавиацией списке. А значит, и безопасность полетов не пострадает.