Подписчикам гарантируют свежую прессу

Подписчик, не получивший вовремя экземпляр периодического печатного издания, сможет рассчитывать на неустойку за каждый день просрочки либо купить любимую газету или журнал в другом месте и потребовать компенсации с распространителя. Это предполагает обновленная версия правил распространения изданий по подписке, которую представили для общественного обсуждения.

Подписчикам гарантируют свежую прессу
© Парламентская газета

Зачем современному читателю подписка, как подписаться через интернет и что делать, если прессу не доставили вовремя, узнала «Парламентская газета».

Навязывать нельзя, аннулировать можно

Действующую версию правил распространения периодических печатных изданий по подписке приняли еще в 2001 году, с тех пор документ морально устарел. В нем, к примеру, совсем не идет речь о цифровых технологиях, а подписываться на периодику сегодня удобнее через интернет. В Минцифры, разработавшем проект нового документа, это учли, а также уточнили ряд терминов, чтобы люди смогли в случае чего защитить свои права. Появились определения договора подписки, каталога изданий, минимального срока подписки, распространителя и другие. После утверждения постановление кабмина о новых правилах вступит в силу 1 сентября 2025 года и будет действовать шесть лет.

Как в пунктах приема подписки, так и в интернете должен быть размещен каталог изданий — в бумажной и электронной форме, а также представлена исчерпывающая информация о них, например количество страниц, цветность, периодичность выхода и условия доставки, сведения о редакции, стоимость подписки. Из нового — по закону о защите детей от вредной информации напротив отдельных изданий нужно размещать специальный знак.

В правила вписали, что распространитель не вправе без согласия подписчика оказывать ему дополнительные платные услуги, а если такое произошло, человек сможет потребовать уплаченные деньги назад.

Аннулировать подписку можно в любой момент с учетом ее минимального срока, остаток денег вернут в течение 14 дней. Подписку можно и переадресовать, но только в пределах того же региона, услуга может быть платной.

Ваши три процента

Неизменным осталось требование обеспечить передачу выписанного издания в оговоренный договором срок, речь идет как о получении в пункте выдачи, так и о доставке на дом. Об изменениях в периодичности выхода газет/журналов подписчика должны проинформировать, можно через интернет.

Если издание не принесли вовремя, искать правды нужно будет у распространителя — в действующих правилах ответственными также значатся редакция и издатель. Если при доставке газету помяли или разорвали, нужно требовать ее заменить на новую в минимальный срок, но для районов Крайнего Севера сделали оговорку — это срок следующей доставки периодики.

Неустойка за каждый день просрочки составляет 3 процента, но только от стоимости доставки, а не от цены экземпляра издания. Подписчик вправе предъявить, а распространитель в течение десяти дней — удовлетворить, другие требования: уменьшить цену подписки не доставленного в срок экземпляра, возместить расходы на приобретение экземпляра, например, в киоске, возвратить цену подписки недоставленного экземпляра, а также возместить убытки, причиненные в связи с отказом от исполнения договора подписки. Кроме того, подписчик также может назначить новый срок доставки, либо разорвать договор с распространителем.

Это нужно многим

Продажи газет и журналов в России в рознице по итогам 2024 года сократились на 9 процентов, следует из данных аналитического центра «Чек Индекс», представленных по запросу РБК. Еще большее снижение произошло в покупках печатной прессы по подписке: падение год к году составило 12 процентов. В предыдущие годы ситуация с продажами была относительно стабильной. Если сравнивать 2024 год не с 2023-м, а с 2022-м, то динамика продаж практически такая же: минус 7 процентов в рознице и минус 10 процентов по подписке.

Несмотря на продолжающееся падение, институт подписки остается очень актуальным для печатной прессы, сказал «Парламентской газете» председатель Союза журналистов Москвы, главред «Московского комсомольца» Павел Гусев.

«Особенно после того, как уличные киоски в городах стремительно уничтожались, а стойки с прессой теснили из супермаркетов, — отметил он. — Подписка актуальна в основном для пожилых людей, но здесь есть вопрос к доставке: получать ежедневные издания день в день практически невозможно — доставку производят хорошо если один-два раза в неделю. Другие важные клиенты подписки — коммерческие компании, предприятия и госучреждения, которым нужно быть в курсе направлений развития страны, высказываний, новых законов».

В киоски и почтовые ящики

В прошлом году кабмин утвердил новые нормативы обеспеченности людей печатной прессой: речь идет о количестве точек продаж на десять тысяч населения. Постепенно ситуация с этим сегментом должна прийти в норму, надеется Павел Гусев. Как минимум стойки с периодикой вернутся в супермаркеты. Что до подписки, то сегодня на рынке есть несколько компаний, которые ее осуществляют. Если они будут играть по правилам, то конкуренция может сыграть на руку самому подписочному институту, добавил главред.

Приветствовали обновление правил и профильном комитете Госдумы — по информационной политике, информтехнологиям и связи.

«Уже то, что в Минцифры обратили внимание и вспомнили о подписке и печатных изданиях — хорошо, — сказал «Парламентской газете» первый зампред комитета Александр Ющенко. — Но этого мало — надо идти дальше и подумать о новых способах поддержки печатных изданий, поскольку это имидж информационного пространства страны. Поддержка института подписки — одна из таких форм поддержки».

Не забудьте подписаться на «Парламентскую газету»!