Последний шанс «АвтоВАЗа»: частники готовят восстание против машин
Российские таксисты восстали против продукции «АвтоВАЗа» – машины дорогие, качество отвратительное, сервис ужасный, а запчастей приходится ждать долго. В итоге приобретённые авто просто не окупаются, «скрепные» легковушки ещё до того, как начинают приносить прибыль, отправляются на свалку. Неужели всё так плохо? Ведь со стороны частных покупателей вроде как нет такого вала претензий.
Ассоциация «Национальный совет такси» (НСТ) пошла войной на завод в Тольятти – в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) отправлена жалоба о том, что государственная компания завышает цены именно для таксопарков. Судьба этой бумаги вызывает большие сомнения, нарушения по понятным причинам могут и не найтись.
Тот же НСТ недавно провел опрос касательно отношения таксистов к продукции «АвтоВАЗа», результаты шокируют. 63% руководителей таксопарков не готовы обновлять гараж легковушками отечественного производства. 59% таксистов-частников вообще заявили, что «не будут закупать российские машины ни при каких условиях». При наличии госсубсидий 27% респондентов всё-таки готовы подумать о покупке продукции «АвтоВАЗа», однако ценник должен быть совершенно иной – до миллиона рублей. Минус эти самые «скидки» за счёт государства.
Суть претензий проста: отечественные машины окупаются очень долго, свыше пяти лет, тогда как норма составляет три года. А порой вообще не окупаются – умирают ещё до того, как начинают приносить владельцам прибыль.
«Машина 2023 года выпуска, хочу её продать и купить что-то подержанное от Hyundai-Kia. Потому, что сил моих больше нет. Нет, в целом вроде как всё неплохо, если забыть про нынешние цены, я покупал значительно дешевле. А так колёса крутятся, подвеска особых хлопот не доставляет, МКПП шумновата, но работает, двигатель – у меня 1,6 литра – масло не жрёт.
Но мелочи – вот они просто убивают. Очень быстро сдохла лягушка включения стоп-сигналов, в меня чуть не врезались – это едва не закончилось дракой на дороге. По гарантии готовы были поменять, но ждать две недели. Купил сам, поставил. Какой-то своей странной жизнью жили стеклоподъёмники и магнитола, пришлось лезть в проводку, несколько дней в ней копаться – часть соединений была на скрутках
Это мелочи, а вот то, что в один прекрасный момент можно не завестись – машина «теряет» ключ – беда. Было такое по утрам, и не раз, но проходило само. Хотя не всегда удавалось выехать на работу. На маршруте стараюсь не глушиться, ведь есть вероятность, что поездку не удастся продолжать. А это жалобы клиентов, то есть снижение рейтинга. Дворники тоже живут своей половой жизнью, иногда начинают работать сами по себе, запотели фары и задние блоки», – жаловался автору на свою «Весту» таксист Виктор из ближнего Подмосковья.
В общем-то, ничего нового, всё это неоднократно описано на российских автомобильных форумах. Всех эти моменты жутко бесят, но в целом такого уж тотального негатива нет. По «Грантам» его ещё меньше, хотя и там электрика с электроникой тоже регулярно преподносят автолюбителям неприятные сюрпризы. Люди с этим смирились, ведь альтернатив продукции «АвтоВАЗа» вроде как нет. Или уже есть?
««Лада» уже отнюдь не самая доступная легковушка на рынке, Changan и JAC отошли от традиции вести к нам одни кроссоверы, и в продаже появились недорогие седаны. Sollers тоже начал собирать такие авто, но ко всем этим машинам у таксистов всё-таки отношение достаточно настороженное. Они опытные, понимают, что Changan и JAC пока не сравнятся с продукцией «АвтоВАЗа» по доступности запчастей, по обслуживанию, по жизнестойкости этого автомобиля», – считает председатель общественного движения «Форум такси» Олег Амосов.
Пока – это очень хорошее уточнение. Китайцы не стоят на месте, у них немало бюджетных моделей для небогатых стран, и именно их, после адаптации к российскому климату, судя по всему, сюда начали завозить. Отношение к машинам в КНР специфическое, как к бытовой технике, которую не жалко выкинуть и поменять на новую, ресурс там зачастую невеликий. Но всё упирается в экономику: если за пару лет авто окупается, ещё год приносит прибыль, то потом его и не жалко отправить в утиль.
То есть подход совсем другой. Рядовой пользователь готов мириться с глюками отечественной продукции, «дорабатывать напильником», заниматься вынужденным тюнингом. Машина в основном нужна не каждый день, если что можно и на автобусе (метро, электричке) покататься. А вот для таксиста это его хлеб, техника должна постоянно быть в рабочем состоянии, любой простой – потеря заработка. Именно поэтому и покупаются новые авто, которым ломаться вроде как не положено.
В столицах и крупных городах – «Весты» (1,8-2 млн рублей). В провинции – «Гранты», цена на которые фактически начинается от 1,1 млн рублей.
Но можно купить и седан Solaris HS – это, собственно, и есть Hyundai Solaris – за 2 млн рублей. По сравнению с «Вестой» небо и земля, данная машина вообще очень любима таксистами. И пропасти по цене нет. Корейцы хотят вскоре вернуться на наш рынок, и, когда это произойдёт, про «Весты» таксисты точно забудут. Как про страшный сон.
Если, конечно, руководство завода из Тольятти не повысит конкурентоспособность своей продукции. Например, можно существенно снизить цены – как оказалось, резервы имеются. Но почему-то не для России. В Казахстане «Аура» продаётся на 30% дешевле, чем в РФ, хотя вроде как логичней, чтобы было наоборот. «Весты» с «Грантами» – аналогично. И не только там, та же картина в Белоруссии.
Это раз. Два – наконец-то навести порядок с качеством и организовать производство комплектующих. Да, тут сложней, однако деньги у завода имеются, большие. Правда, расходуются они не на подобные нужные дела, а на всякие «попильные» проекты.
В противном случае рынок такси для «АвтоВАЗа» будет потерян. Он уже на грани, большая часть тех, кто занимается извозом – в отрасли работает более миллиона машин – не хотят иметь ничего общего с продукцией из Тольятти. А это, между прочим, аж два годовых объёма производства! При этом со сбытом у завода нынче всё неважно, на складах зависло более 300 тыс. «жигуляторов», которые за такие деньги никто не хочет покупать.