Таксисты предложили не вводить требования о локализации к своим машинам

Представители таксомоторного бизнеса предлагают внести существенные правки в законопроект о локализации такси. Кроме того, нужно рассмотреть и другие идеи о поддержке отрасли. К такому решению пришли участники круглого стола "Обновление парка такси в 2025 году - вызовы и возможности для таксомоторного бизнеса".

Таксисты предложили не вводить требования о локализации к своим машинам
© Российская Газета

Опасения владельцев таксопарков связаны с тем, что в последнее время выросли цены на автомобили, на 44% выросла стоимость обслуживания машин, в полтора раза вырос лизинг. В результате рентабельность парков ушла в минус до 5-10%. А ведь ранее они были в плюсе до 5%. Все это приводит к удорожанию поездок на такси. Ведь фирмам надо отбивать свои расходы. Удорожание поездок в свою очередь снижает интерес к этому транспорту у пользователей. И теперь возникает та самая ситуация, когда "наши люди в булочную на такси не ездят".

Но предложения по локализации приведут к еще более суровому удару по рынку такси. Дело в том, что таксопарки выбирают на рынке надежные машины, которые меньше всего стоят в сервисах, запчасти к которым стоят недорого и есть на рынке. И сейчас им приходится выбирать уже не из новых машин, а из бывших в употреблении. Причем зачастую они выкупают машины из каршеринга. Таким образом парк машин стареет, что не дает пассажирам ни комфорта, ни безопасности.

На круглом столе предрекли даже полный уход от такси эконом-класса - самого популярного среди пассажиров. Поскольку машин этого сегмента просто нет на рынке.

Вопрос доступности автомобилей для обновления парка тесно связан с устареванием парка и снижением безопасности перевозок, утверждает председатель комитета Московской торгово-промышленной палаты по вопросам развития транспортного обслуживания пассажирских перевозок легковым транспортом Василий Баранов.

"Таксопарки сегодня находят различные варианты покупки не новых автомобилей, из каршеринга или машин на вторичном рынке, которые по экономике складываются по доходам и затратам. Нельзя ограничивать парки в выборе: чем больше будет автомобилей на рынке, тем больше будет конкуренция и выбор у такси тех или иных автомобилей, зарекомендовавших себя, с точки зрения цены, качества и комфорта. Закон о локализации, который планируют принять, не будет соответствовать пожеланиям и условиям в отрасли такси для того, чтобы выбирать авто, необходимое для ведения бизнеса", - отметил Баранов.

Сегодня, по его словам, рост стоимости авто, их обслуживания и содержания приводит к тому, что у таксопарков становится меньше денег на обновление парка. В итоге они будут максимально долго использовать уже купленные автомобили.

Это подтверждают представители бизнеса. Генеральный директор таксопарка Roolim Владимир Данилов рассказал, что последние 9 месяцев он не приобретает автомобили в парк из-за роста цен на машины, увеличения ключевой ставки и соответствующего роста ставок по лизингу.

"Никакой экономической логики в покупке новых авто для таксопарков сейчас нет. Но и до этого времени мы не покупали отечественные бренды из-за сложности их эксплуатации - большое количество времени они проводят в сервисе - из-за этого экономика по ним просто не бьется", - отметил Данилов.

С ним согласен гендиректор таксопарка Next Евгений Ермолаев, отметивший высокую стоимость обслуживания отечественных марок авто.

"У нас в парке работали 100 автомобилей марки Lada Vesta в течение трех лет. Средний расход на обслуживание автомобиля составил 33 950 рублей в месяц, и это без учета стоимости ОСАГО и лизинговых платежей. Это беспрецедентно много для нового автомобиля, который не должен требовать таких затрат на обслуживание. И это при учете того, что простой этих машин составлял в среднем 30%, плюс стоимость запчастей на порядок выше, чем на корейские автомобили. То есть совокупные затраты на эти 100 машин составили более 40 миллионов рублей за три года. И это по сути убыток таксопарка, потому что первые три года большая часть всех доходов с автомобиля идет на оплату лизинга".

По итогам работы "Национальный совет такси" предложил добавить в законопроект механизмы субсидирования отрасли и специализированную программу субсидии лизинга для таксомоторных компаний, а также исключить балльную систему.

Как отметила исполнительный директор НСТ Наталия Лозинская, сегодня таксомоторный бизнес находится в непростом положении из-за роста расходов на покупку, обслуживание и содержание авто. Поэтому крайне важно дать перевозчикам широкий выбор машин по модельному ряду и стоимости - в этом случае они смогут подобрать автомобили, которые будут вписываться в экономику парка, отвечать потребностям перевозчика и пассажира.