Как подготовить автомобиль к весеннему сезону: чек-лист для водителей

Теплый сезон уже практически вступил в свои законные права на российских дорогах. Это значит, что пришло время подготовить свой автомобиль и провести его своевременное техническое обслуживание. Изматывающие зимние условия - перепады температур, дорожные реагенты, грязь - проверяют на прочность ключевые узлы и системы машины. "Сезонная ревизия" поможет смыть следы зимы и выявить на раннем этапе мелкие недостатки, до того как они превратятся в дорогостоящие проблемы.

Как подготовить автомобиль к весеннему сезону: чек-лист для водителей
© Российская Газета

О том, как правильно подготовить автомобиль к весенне-летнему периоду, "Российской газете" рассказали эксперты "Авто.ру".

Переобуваемся правильно

Первое, о чем каждый автовладелец задумывается с наступлением тепла, - переход на летние шины. Хочется верить, что всем знакомо базовое правило. Однако повторим его для новичков - переходить на летний состав стоит лишь после того, как среднесуточная температура воздуха установилась стабильно выше +5 - +7°C.

Передвигаться на летней резине при низких температурах опасно - она теряет эластичность и сцепление с дорогой, а на дороге может образоваться гололёд. Поехать на шиномонтаж чуть позже других выгодно ещё и тем, что не придётся отстаивать долгие очереди. Не стоит пытаться пережить весь летний сезон без замены шин. На жаре мягкий состав зимнего комплекта будет стираться с повышенной интенсивностью, а поведение автомобиля на дороге станет не очень стабильным.

Двигатель в норме

В зимний период температурные перепады некоторых узлов двигателя могут достигать значения выше 100°С. При таких условиях могут появляться микротрещины на элементах двигателя, ускоряется износ резиновых уплотнений и элементов системы охлаждения. Также увеличивается вероятность образования конденсата. Он может привести к коррозии металлических деталей и нарушениям работы электрооборудования.

В нормальном состоянии резиновые патрубки должны быть без трещин, подтёков, эластичными и надёжно закреплёнными. Не до всех из них может быть легко дотянуться, но стоит осмотреть как можно большее количество. Легко сожмите патрубок рукой - если резина дубовая или пошли трещинки, такую деталь лучше заменить. То же самое касается и пластиковых бачков (расширительный бачок охлаждающей жидкости, бачок омывателя) - убедитесь, что на них нет трещин и утечек. Отдельно стоит проверить приводные ремни. Им приходится изрядно крутиться, что приводит к растяжению, а зима провоцирует растрескивание резины.

Кроме тщательной мойки кузова не будет лишним провести чистку подкапотного пространства. Наслоения дорожной грязи увеличивают общий вес автомобиля, сказываясь на расходе топлива, пусть и не очень значительно, а также влияют на теплообмен, повышая риск перегрева мотора.

Проверяем электрику

Холодное время года - серьезное испытание для аккумуляторной батареи. Даже если зимой ваша АКБ ни разу не подвела, к весне у нее мог снизиться заряд или появиться окись на клеммах. Они должны быть чистыми, без зеленого или белого налета. При его обнаружении отсоедините сначала минусовой, потом плюсовой провод и очистите клеммы и выводы аккумулятора металлической щеткой и специальным средством. Затем надежно прикрутите провода обратно: сначала "плюс", затем "минус". Проверьте, надежно ли аккумулятор зафиксирован в посадочном месте - за зиму крепление могло ослабнуть. Если у вас есть вольтметр, можно замерить напряжение на клеммах: в исправном заряженном состоянии оно около 12.6-12.7 В при выключенном двигателе. Меньший показатель (менее ~12.3 В) - батарею стоит зарядить. Многие современные автомобили самостоятельно проводят диагностику состояния батареи и предупреждают водителя о падении уровня заряда. Но раз в год стоит проверять емкость аккумулятора нагрузочной вилкой. Если аккумулятор старше 3-5 лет или заметно потерял емкость, стоит задуматься о его замене.

Завершая тему электричества, убедитесь в стабильной и корректной работе всех световых приборов и климатической установки. Никому ведь не хочется оказаться в пробке с неработающим кондиционером.

Подготовьте кузов вашего автомобиля

Кузов автомобиля после зимней эксплуатации заслуживает особого ухода. В холодное время года на дорогах активно применяются реагенты и песок, которые оседают на кузове и днище. Да и обычная грязь никуда не делась.

Для начала организуйте "большую стирку" машины снаружи. Желательно отогнать автомобиль на мойку, где обработают не только кузов, но и днище. Тем, кто предпочитает самостоятельно ухаживать за автомобилем, рекомендуем уделить особое внимание самым труднодоступным местам. Струей воды под давлением необходимо смыть остатки соли и грязи из колесных арок, с порогов, из-под бамперов. Не забудьте и про пороги, дверные проемы и уплотнители - зимой там скапливается грязь, которая притягивает влагу и может вызывать распад металла и резины.

Осмотрите кузов на наличие сколов, мелких трещин и царапин, которые могли появиться за зиму. Отлетевший гравий, неаккуратная очистка снега щеткой или легкие контакты с сугробами часто оставляют повреждения на ЛКП. Небольшие сколы можно замаскировать самостоятельно с помощью ремонтного карандаша или кисточки с автоэмалью подходящего цвета. Глубокие царапины лучше доверить специалистам кузовного ремонта, чтобы их зашпатлевали и подкрасили. Освежить и защитить кузов после мойки и мелкого ремонта поможет полировка. Как и человеческой коже, автомобильной краске необходимо прикрытие от интенсивного летнего ультрафиолета.

Не поленитесь заглянуть под автомобиль. Осмотрите днище: нет ли свежих очагов ржавчины, отслоившейся антикоррозийной защиты или повреждений защитных панелей. Обратите внимание на выпускную систему - на глушителе и трубах зимой тоже могла появиться коррозия. При необходимости обработайте днище защитными составами, это продлит срок службы кузова.

Проверяем стекла и "дворники"

Стекла автомобиля весной тоже требуют внимания. Зимой из-под колес впереди едущих машин часто летят мелкие камни, которые оставляют небольшие царапины на лобовом стекле. При перепадах температур весной такие микроповреждения могут расширяться и превратиться в трещины. Современные технологии позволяют точечно устранять сколы всего за несколько минут. Специалисты заполняют подобные сколы специальным полимером, который не вызывает преломлений света. Не будет лишним провести шлифовку лобового стекла с последующим нанесением антидождя - это позволит избавиться от неприятных разводов и улучшит видимость в сложных погодных условиях.

Отдельное внимание уделите стеклоочистителям. Зимние морозы и ледяная корка могли повредить резинки щеток: они часто растрескиваются, дубеют или начинают плохо прилегать к стеклу. Если дворники начали оставлять разводы, пропуски или скрипят - замените их на новые. Обычно ресурс щеток около года-полутора, так что ежегодная весенняя замена - нормальная практика. Благо поменять их очень просто, даже начинающий автовладелец справится за пару минут. Перед покупкой сверьтесь с инструкцией по эксплуатации автомобиля чтобы выяснить правильный размер и тип крепления. Также проверьте работу омывателей: форсунки должны нормально разбрызгивать жидкость, направляя струю на стекло. Если какая-то форсунка засорилась, прочистите ее тонкой иголочкой.

Уделите внимание другим узлам

Проверка ходовой можно отнести к завершающим, но неотъемлемым элементам подготовки автомобиля к летнему сезону. Не будет лишним сделать диагностику тормозной системы, подвески, трансмиссии, а также убедиться в корректной установке сход-развала колёс и достаточном уровне технических жидкостей.