Забытый Франкенштейн: BMW M5 с W10 от Volkswagen
Фердинанд Пиех, легендарный глава концерна Volkswagen, известен своими амбициозными и смелыми проектами. Под его руководством появились такие необычные двигатели, как W-8, W-12 и W-16. В те же годы был создан дизельный V10 для Volkswagen Touareg, а компания едва не выпустила Bugatti с восемнадцатицилиндровым мотором. Однако среди этих инженерных экспериментов существовал еще один, о котором долгое время ходили лишь слухи: W10, установленный в BMW M5.
Долгое время «W10 M5» оставался мифом — чем-то вроде автомобильного Йети. Одни верили, что Volkswagen действительно разработал десятицилиндровый W-образный двигатель, другие сомневались, что он когда-либо был установлен в автомобиль. Но в 2023 году журналисты из The Drive обнаружили последний сохранившийся экземпляр W10, а в 2025 году DriveTribe подтвердил: загадочный M5 с этим мотором не только существует, но и находится в рабочем состоянии.
По результатам испытаний на динамометрическом стенде, этот уникальный автомобиль развивает 480 лошадиных сил на колесах, что эквивалентно примерно 530 л.с. на коленчатом валу. Это значительно больше, чем у стандартного BMW M5 E39, оснащенного V8 S62 мощностью 394 л.с., и даже превосходит следующий M5 E60 с его знаменитым 500-сильным V10 S85.
Но почему Volkswagen вложился в столь странный проект? На момент разработки W10 у компании не было полноценного спортивного седана. Audi RS6 оставался нишевым проектом, а Porsche Panamera дебютировал только в 2009 году. Чтобы протестировать новый двигатель на подходящей платформе, инженеры Volkswagen выбрали E39 M5 — эталон спортивного седана с просторным моторным отсеком, выдающейся управляемостью и шестиступенчатой механикой.
Volkswagen не просто вставил двигатель в чужую машину — на проект потратили около 2 миллионов евро. W10 представлял собой два объединенных VR5, но в отличие от классических VR-моторов, имел легкий алюминиевый блок. Специально для него был разработан углепластиковый воздушный короб и уникальный блок управления.
Интерьер этого M5 разительно отличается от серийной версии. Из него убрали все вспомогательные системы — нет ABS, нет контроля тяги, нет системы стабилизации. В салоне появились дополнительные приборы и гоночная панель приборов. Здесь пахнет бензином и выхлопными газами. Это прототип в чистом виде.
По слухам, сам Фердинанд Пиех использовал этот автомобиль в качестве повседневного.
Всего было построено три двигателя W10. Один из них установлен в этом M5. Второй, считавшийся утерянным, был найден в Германии в 2023 году у механика VW, которому сказали, что остальные экземпляры уничтожены. Третий, по слухам, находится в частной коллекции.
Этот проект — не единственный случай, когда BMW тестировала свои автомобили с необычными моторами. В свое время компания использовала универсал M5 E34 в качестве тестового стенда для двигателя V12, который впоследствии стал сердцем McLaren F1. Однако BMW Classic до сих пор отказывается представить этот уникальный автомобиль публике.
Сегодня W10 M5 выставлен на продажу. Цена? Около 500 000 долларов — как у Ferrari Purosangue. Безумно дорого? Возможно. Но речь идет не просто о машине. Это уникальный экземпляр инженерного искусства, созданный по личному распоряжению Фердинанда Пиеха. Покупая этот автомобиль, вы покупаете легенду.