Минпромторг хочет исключить из параллельного импорта ноутбуки и серверы НР и Fujitsu
Минпромторг предлагает исключить из списков параллельного импорта ноутбуки и серверы компаний НР и Fujitsu. Предложение на данный момент находится на стадии межведомственного согласования, о другой продукции американской и японской компаний речи не идет, пишет «Коммерсантъ».
Участники рынка полагают, что такой шаг позволит увеличить продажи российской электроники, а потребность в ноутбуках и серверах НР и Fujitsu получится перекрыть официальным импортом и отечественной продукцией.
В ряде российских компаний-производителей поддерживают предложение Минпромторга и заявляют, что параллельный импорт надо ограничить, а в госзакупках и вовсе запретить, потому что это мешает развитию отрасли.
О продукции и о том, чем ситуация грозит потребителям, говорит IT-обозреватель «Российской газеты», автор телеграм-канала «Токсичная цифра» Олег Капранов:
— Говорить про какую-то консьюмерскую технику, про обычные ноутбуки, продающиеся в магазинах, не приходится, тем более что нельзя сказать, что у этих брендов была какая-то сильная позиция на российском рынке в последние годы. Я даже не говорю сейчас про последние три года, а и до того. Все-таки у НР были скорее ноутбуки для бизнеса, а Fujitsu вообще довольно специфический бренд. НР и Fujitsu — это довольно серьезные игроки на рынке серверного оборудования, оборудования систем хранения данных, и так совпало, что, без шуток, в России сейчас по этим позициям довольно большие успехи в производстве собственной техники, многие компании сейчас выпускают оборудование. Поэтому я думаю, что это в первую очередь в их интересах, им нужно помогать развиваться на рынке. Такие производства требуют довольно серьезных инвестиций, и компании должны быть уверены в том, что их инвестиции будут так или иначе защищены.
— Что с запчастями и ремонтом будет?
— Запчасти в большинстве случаев все равно китайские, по большей части клавиатура, SSD-накопитель, жесткий диск — это все вещи, не связанные особенно с брендом. И более того, запчастям как таковым ничего грозить не будет, потому что эти запчасти, эти комплектующие используются и в других сегментах, и нашими производителями тоже, поэтому я думаю, что поставкам именно запчастей ничего не угрожает. Речь идет о готовой продукции, и в первую очередь я думаю, что речь идет именно о b2b-сегменте и в последнюю очередь о потребительском.
В феврале первый вице-премьер Денис Мантуров поручил Минпромторгу представить предложения по исключению из списка параллельного импорта части электронной продукции, которая производится в России: тогда предполагалось, что речь идет о товарах компаний HP и Dell.
Позже в консорциуме «Вычислительная техника», в который входят российские разработчики и производители, заявили, что из-за параллельного импорта и слабой продажи российских устройств в потребительском сегменте государство ежегодно недополучает около 12 млрд рублей.
О причинах и перспективах развития ситуации говорит председатель совета Фонда развития цифровой экономики Герман Клименко:
Герман Клименко председатель совета Фонда развития цифровой экономики «Идет лоббирование интересов отечественных производителей, которые собирают на том или ином уровне отечественности ноутбуки и разные иные приборы электронные и пытаются освободить себе рынок. Это не первые предложения, по-моему, с год назад появилось предложение вообще прекратить параллельный импорт вычислительной техники, но тогда возникла масса вопросов, потому что поставщиков достаточно много, и нет уверенности, что наши сборщики смогут закрыть весь этот сектор. Я думаю, что НР и Fujitsu выбраны, потому что НР — это достаточно большой сектор поставок в государственные органы, где большой и сейчас уже старый парк, который надо менять, он нуждается в обновлении, ремонте. Поэтому туда идет достаточно устойчивый ручеек продукции НР и Fujitsu, его все время закупали, видимо, решили по чуть-чуть начинать отрезать и уменьшить долю поставщиков. Их много разнообразных, и IBM ввозится, и еще что-то, ну, вот выбрали наименее, наверное, защищенную категорию, у которой нет сильных лоббистов, и попытаются, если сразу не прошла история про отмену параллельного импорта для вычислительной техники, сделать какое-то фрагментарное исключение и посмотреть, что из этого будет. Я не думаю, что у нас такой большой класс потребителей частных лиц, и не думаю, что если вдруг будет принято все-таки решение о том, чтобы отсечь НР и Fujitsu с льготного завоза, то есть с бестаможенных пошлин, по-простому, давайте так сформулируем, что кто-то пострадает. И отказ от параллельного импорта — это по большому счету распоряжение ввозить только легально. Те, кому надо, будут покупать, просто вырастет цена».
В середине апреля в Минпромторге заявляли о планах сократить список параллельного импорта за счет конкретных брендов. Также там отмечали, что корректируют список по мере того, как развивается отечественное производство недостающих позиций и увеличиваются поставки из дружественных стран.
В конце прошлого года глава ведомства Антон Алиханов заявлял, что объем ввоза по параллельному импорту снизился с 4 млрд долларов до 3 млрд долларов в месяц.