Россияне ринулись скупать автомобили с пробегом: почему так происходит

В 2024 году на один новый проданный в России автомобиль приходилось четыре машины с пробегом. А в первом квартале 2025 года соотношение увеличилось до одного к пяти. Об этом объявило агентство "Автостат" на отраслевой конференции Fresh Day, организованной автомобильным маркетплейс Fresh. Специалисты маркетплейса объяснили "Российской газете" причины растущей популярности машин с пробегом.

Россияне ринулись скупать автомобили с пробегом: почему так происходит
© РИА Новости

Соотношение продаж новых автомобилей и автомобилей с пробегом - интересный показатель, отражающий ситуацию в экономике и на потребительском рынке.

В 2012 году, когда на российском рынке было продано рекордное число новых машин, почти 3 млн. штук, соотношение составляло примерно 1:2.

В 2024 году жители страны купили 1,6 млн. новых машин и 6 млн. автомобилей с пробегом, и соотношение составило 1:4. А в первом квартале 2025 года соотношение изменилось до 1:5. На каждого покупателя новой машины сегодня приходится пять человек, сделавших выбор в пользу автомобиля с пробегом.

Эксперты автомобильного маркетплейса Fresh назвали пять причин повышенного интереса к вторичному рынку.

Меньшая средняя цена автомобилей с пробегом

"С одной стороны, средняя цена машины - это как средняя температура по больнице. Скажем, на нашем маркетплейсе есть 585-сильный Mercedes-Benz G-Класс 63 AMG, и это пробег, машина 2021 года. А есть новые дилерские автомобили китайских брендов стоимостью от 1,5-2 млн рублей, - говорит Евгений Житнухин, коммерческий директор маркетплейс Fresh, - Но в целом, понятно, "пробег" доступнее. За последнее десятилетие новые машины серьезно подорожали относительно уровня средних заработных плат, и люди чаще смотрят на вторичный рынок".

В 2024 году, по данным агентства "Автостат", средняя цена нового автомобиля в России составила 3 млн руб., машины с пробегом - 1,2 млн руб.

Более низкий "порог входа" и зависимость от кредитов

Цена на новый автомобиль с заводской гарантией начинается в России примерно от 750 тыс. руб. За эти деньги, если повезет, можно купить у официального дилера Lada седан Granta без усилителя руля и кондиционера.

При этом найти классические модели типа ВАЗ-2105 или ВАЗ-2107 в состоянии "сел и поехал" получится всего за 150-200 тыс. руб, в 4-5 раз дешевле Granta. "Пятерки" и "семерки", кстати, тоже не имеют усилителя руля и кондиционера.

Получается, что "порог входа" в мир автовладельцев в пробеге ниже. И проще обойтись без кредитов, средние ставки по которым, по оценке Ольги Платоновой, руководителя департамента F&I автомобильного маркетплейса Fresh, сейчас составляют 26-28% годовых. "Это ставка без учета льготных кредитов, за которые доплачивает государство или автопроизводитель, но льготные кредиты распространяются только на новые машины и далеко не все", - уточняет финансовый и страховой эксперт маркетплейса.

Разнообразие марок

В 2022 году большинство знакомых россиянам автомобильных брендов ушли из страны. Продажи новых машин рухнули до 0,6 млн штук. Относительно 2012 года - почти пятикратное падение. Соотношение продаж новых автомобилей и пробега в 2022 году составило почти 1:8.

Со временем ситуация с поставками новых машин наладилась, в Россию хлынули китайские марки. По оценкам "Автостата", в 2024 году китайские автомобили заняли 54% рынка новых машин, и это без учета российских по названию, но китайских по компонентной базе, то есть технической начинке, марок типа "Москвича".

"Вы сейчас не можете приобрести у официального дилера новый Volkswagen, Mercedes-Benz, Peugeot или Nissan, - говорит Светлана Гамзатова, директор по маркетингу автомобильного маркетплейса FRESH, - И тот, кто пока не готов пересесть на автомобили китайских брендов - а таких людей много - идет на рынок пробега, где сохранился выбор привычных моделей хорошо знакомых и любимых марок".

Доля китайских брендов на российской рынке пробега в 2024 году, по данным "Автостата", составила всего 4%. Остальное - "все как раньше".

Разнообразие типов кузова

Рынок новых автомобилей в стране - это рынок SUV, то есть кроссоверов и внедорожников. Они, по данным "Автостата", обеспечили в 2024 году 66% продаж. При этом доля SUV на вторичном рынке - всего четверть, 26%.

"С выбором новых кроссоверов проблем нет. С седанами похуже. Еще есть новые пикапы и минивэны с заводской гарантией. А вот за универсалами, хэтчбеками, и тем более за купе с кабриолетами, покупатели идут на рынок пробега, иных вариантов осталось немного. Поэтому сегодня мы возим покупателям машины с пробегом из одного города в другой: родстер из Тюмени может быть уехать клиенту в Сочи", - говорит Светлана Гамзатова, директор по маркетингу автомобильного маркетплейса Fresh.

Уверенность в надежности и ремонтопригодности

Россияне - консервативные потребители автомобилей. В 1990-х годах они подозрением относились к автоматическим коробкам передач и двигателям, оснащенным системой впрыска: "вот сломаются, и что с ними делать?!". Механика и карбюратор были понятнее и ближе: "в любом гараже починить можно".

Не успели привыкнуть - случился новый виток технической эволюции: появились моторы с турбонаддувом и роботизированные коробки. Типичный современный китайский автомобиль на российском рынке - это турбо плюс робот или вариатор, что в глазах потребителей еще сомнительнее. Народ стал скучать по классическим гидромеханическим автоматам и обычным атмосферным двигателям. Не таким экономичным, но с большим ресурсом.

Людей понять несложно: средний срок владения автомобилем, по данным "Автостата", сейчас составляет 7,4 года, а средний возраст машин в парке - в два раза больше, 15,5 лет.

"Потребители вынуждены думать при покупке на годы вперед, - объясняет Юрий Чистов, руководитель направления развития франшизы автомобильного маркетплейса Fresh, - Автомобили ушедших брендов, составляющих основу вторичного рынка, намного понятнее в части обслуживания, надежности, ремонтопригодности и доступности запасных частей, как оригинальных, так и качественных аналогов. В пробеге есть один узкий момент - не всегда понятное техническое состояние автомобиля на момент покупки. Но и он решаем. Например, мы, и наши партнеры по франшизе, число которых растет каждый месяц, диагностируем машины по 258 пунктам, что сводит к минимуму риски покупателей".

В сухом остатке

Рынок автомобилей с пробегом в ближайшие годы вряд ли потеряет свою привлекательность для россиян. Пока новые машины и кредиты остаются дорогими, "пробег" будет интересен для самых разных классов покупателей.

Одни пойдут за низкой ценой покупки и владения, другие - за ностальгией по былым временам и брендам, третьи - за проверенными в плане надежности техническими решениями. Впрочем, при любой экономической ситуации рынок автомобиле с пробегом останется местом, где предлагают "машины без лишних трат". А охотники за таким товаром не переведутся никогда.