Изменение расчета утилизационного сбора: какие автомобили подорожают уже в мае 2025 год

С мая 2025 года в России вступили в силу новые правила расчета утилизационного сбора, что, по мнению специалистов, приведет к значительному подорожанию автомобилей, особенно ввозимых из стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Как пояснил агентству «Прайм» автоюрист Лев Воропаев, эти меры направлены на борьбу с уклонением от полной уплаты сборов и могут увеличить стоимость машин на 20–30%.

Новый порядок расчета

Прежняя система, учитывавшая НДС и поправочные коэффициенты, отменена. Теперь утилизационный сбор будет рассчитываться на основе средней рыночной стоимости транспортного средства, указанной в справочнике Минпромторга. Формула выглядит следующим образом:

Утилизационный сбор = УСед + (Рс – Сз) × 0,5 Где: - УСед — базовая ставка утилизационного сбора; - Рс — средняя цена автомобиля по данным справочника; - Сз — фактические затраты покупателя на приобретение машины до уплаты сбора в России.

Последствия для импорта автомобилей

Ранее при ввозе автомобилей через страны ЕАЭС, например Киргизию, существовала возможность занижать стоимость машины на таможне, что позволяло уменьшать сумму сбора. Теперь, если автомобиль куплен за рубежом по цене, значительно отличающейся от справочной, разница будет учитываться при расчете.

Например, если в Киргизии машина приобретена за 2 тысячи евро, а в справочнике Минпромторга её средняя стоимость составляет 12 тысяч евро, то разница (10 тысяч евро) будет умножена на коэффициент 0,5. К полученной сумме прибавится базовая ставка утильсбора (например, 5 200 рублей). При этом покупателю потребуется предоставить подтверждающие документы, такие как договор купли-продажи.

Прогнозы для рынка

По словам экспертов, новая система сделает рынок более прозрачным, но одновременно увеличит финансовую нагрузку на покупателей. Особенно это коснется тех, кто рассчитывал на недорогие автомобили из стран ЕАЭС. Ранее популярные схемы ввоза через Киргизию и другие государства союза могут потерять смысл, так как экономия на утилизационном сборе значительно сократится.

Таким образом, изменения в расчете утилизационного сбора приведут к росту цен на подержанные и новые автомобили, что может повлиять на покупательскую активность и структуру рынка в ближайшие годы, считают эксперты.