В Госдуме решили установить справедливые правила для электросамокатов

Чтобы установить справедливые правила использования электросамокатов, нужно учесть специфику регионов. А начать эту работу нужно с проведения эксперимента в Москве. Такое мнение высказал председатель Госдумы Вячеслав Володин в разговоре с журналистами 12 мая. По его словам, единый подход к введению правил не будет эффективным — между регионами большая разница. В Санкт-Петербурге, например, действует ограничение в 15 км/ч у 13 станций метро по будням в часы пик. А в Симферополе скорость ограничили до 10 км/ч в парках и пешеходных зонах. В Москве установили особые правила, по которым штраф за передачу такого транспортного средства ребенку составляет 100 тысяч рублей. Какие ограничения для электросамокатов есть в регионах, выяснила «Парламентская газета».

В Госдуме решили установить справедливые правила для электросамокатов
© Парламентская газета

Между регионами большая разница

Как отметил Вячеслав Володин, эксперимент с регулированием использования электросамокатов нужно провести в столице. Он поручил первому вице-спикеру Госдумы Александру Жукову проработать эту идею с Правительством. Володин сообщил, что профильному министерству следует проанализировать итоги этого эксперимента с учетом опыта других регионов.

В марте Минтранс сообщил о подготовке поправок к Правилам дорожного движения, по которым пользователей средств индивидуальной мобильности (СИМ), в том числе электросамокатов, будут квалифицировать как водителей транспортного средства и они должны будут иметь соответствующие обязанности и ответственность.

«Проблема электросамокатов по-разному звучит в регионах, поэтому единый подход к ее решению не будет эффективным. Предложенные ранее Минтрансом идеи не решают проблему, потому что между регионами большая разница», — сказал спикер Госдумы.

Еще несколько лет назад Общественная палата готовила проект общих правил для электросамокатов по всей стране, который позволял регионам вводить дополнительные ограничения, сообщил «Парламентской газете» член совещательного органа, автоэксперт Александр Холодов. По его словам, подобная двухступенчатая система правил могла бы наиболее эффективно решить проблему правого положения электросамокатов.

«Общие правила, конечно, должны быть едиными для всех регионов — например, обозначения терминов, штрафы за нарушение ПДД и прочее. Но регионам следует отдать право вводить ограничения на определенных улицах, площадях, устанавливать скорость. Очевидно, что кататься на электросамокате в Петербурге и в Якутске — совершенно разные вещи», — сказал Холодов.

Москва

У каждой компании, которая предоставляет аренду электросамокатов, есть свои правила и штрафы за нарушения. Поэтому условия между ними могут отличаться. Например, в 2024 году был прецедент, когда в Москве сервис оштрафовал пользователя на 100 тысяч рублей за езду вдвоем на одном самокате. В других регионах штраф за такое же нарушение составляет от 3 до 5 тысяч рублей.

Кроме того, за передачу управления СИМ несовершеннолетнему в Москве грозит штраф в 100 тысяч рублей, в то время как в других регионах — 10 тысяч рублей. Также в столице все сервисы разрешают аренду только с 18 лет, а в других субъектах минимальный возраст — 16 лет.

Ехать со скоростью свыше 25 км/ч — запрещено. Сервисы аренды ограничили максимальную скорость, однако это правило нужно соблюдать и на своем электросамокате. В жилых зонах, на велодорожках и во дворах скорость не должна превышать 20 км/ч. За превышение скорости можно получить штраф в размере 800 рублей.

Выезжать на дорогу можно, если нет параллельной велодорожки или тротуара. А ехать по автомагистралям нельзя. Из-за скоростного режима ехать по ней опасно, так как в потоке водители могут просто не среагировать на самокатчика. Инспекторы расценивают выезд на автомагистраль на электросамокате как помеху в движении и штрафуют на 1 тысячу рублей.

Санкт-Петербург

В городе действуют 36 зон, где запрещено ездить на электросамокатах, взятых в аренду у сервисов. Среди таких мест — Петергоф, Невский проспект, Летний сад, Михайловский сад, Центральный парк культуры и отдыха имени Кирова, Парк 300-летия Петербурга. Кроме того, комитет по транспорту Петербурга установил 71 зону, где запрещено размещать и парковать СИМ. В основном это набережные, мосты и парки в центре города, а также территория около «Газпром Арены».

По 175 адресам скорость движения самокатов ограничили до 15 км/ч. Это значит, что если на нем выехать, например, с набережной Мойки на Вознесенский проспект, то устройство замедлится. Такое же скоростное ограничение действует у 13 станций метро по будням в часы пик. А в семи локациях скорость движения и вовсе снизили до 10 км/ч — например, на Марсовом поле и некоторых улицах Кронштадта.

В четырех районах города — Центральном, Адмиралтейском, Петроградском и Василеостровском — нельзя парковать самокаты. Внутри районов создали транзитную зону, поэтому припарковать устройство можно только на ее границах. Еще сервисы договорились приостанавливать аренду самокатов во время гололеда, снега и сильных дождей.

Симферополь

В Госавтоинспеции Крыма отметили, что максимально разрешенная скорость для электросамокатов составляет от 20 до 25 км/ч. При этом в пешеходных зонах, парках и жилых районах ее снизили до 10 км/ч. Также в региональном ГАИ настоятельно рекомендуют во время поездки на самокате надевать шлем, налокотники, наколенники и перчатки. А парковать самокат разрешают в специально отведенных местах, не блокируя входы и тротуары.

Нижний Новгород

В городе со 2 апреля установили запрещающие знаки для самокатчиков. В парках и скверах нельзя будет разогнаться быстрее 10-15 км/ч, на набережных и в лесопарках — не более 20 км/ч. Парковаться запретили у пешеходных переходов и у входов в здания. Возле станций метро, торговых центров и транспортных узлов создали специальные зоны с обозначенными парковками для электросамокатов.