Молодежь по всему миру больше не пьет с коллегами по работе. Почему они отказываются от алкогольной традиции?

Граждан Японии, Китая и Южной Кореи связывают непростые отношения с алкоголем. Во всех трех странах совместное распитие спиртного является частью корпоративной культуры, формировавшейся десятилетиями. Живущие в странах Азии миллениалы и зумеры, впрочем, относятся к ней без восторга, а результаты опросов все чаще говорят об их нежелании принимать участие в посиделках со старшими коллегами. Что объединяет азиатскую молодежь с их сверстниками из России и почему спрос на корейский алкоголь в стране растет вместе с интересом к слабоалкогольным напиткам — в материале «Ленты.ру».

Молодежь по всему миру больше не пьет с коллегами по работе. Почему они отказываются от алкогольной традиции?
© Lenta.ru

Зумеры против «номикай»

В Японии вечернее посещение баров под названием «идзакая» является способом выстраивания отношений на рабочем месте. Такие «добровольно-принудительные» вечеринки там именуются «номикай» (в буквальном переводе — встречи для питья) и являются неотъемлемой частью офисной культуры.

На улицах Токио часто можно встретить подвыпивших после работы мужчин, уснувших прямо на тротуарах. Японцы даже дали этому определению специальный термин Shibuya meltdown («Падение на Сибуя»), происходящий от названия центрального токийского района Сибуя. Уснувших после работы подвыпивших японских служащих нередко запечатлевают на ступеньках лестниц, в электричках, переходах и метро, а в Instagram (запрещенная в России соцсеть; принадлежит компании Meta, признанной экстремистской организацией и запрещенной в РФ) даже есть аккаунт c соответствующими фотографиями, на который подписаны 392 тысячи человек.

История «номикай» берет начало в середине прошлого столетия, когда японцы, годами занимавшиеся выращиванием риса, переселились в крупные города с современными производствами и офисными кварталами. В основу корпоративной культуры тогда легли различные методики сплочения, включающие, помимо прочего, зарядки по утрам, коллективные экскурсии и употребление алкогольных напитков, таких как сакэ, сётю (японский крепкий спиртной напиток из риса, ржи и сладкого картофеля — прим. «Ленты.ру»), вино или пиво. Посещения баров нередко идут в счет представительских расходов или же их оплачивает из личного кармана начальство, а повод может быть любым — завершение недельного проекта, закрытие трехдневной выставки, удачно подписанный контракт.

в Японии около 15 % мужчин злоупотребляют алкоголем

Однако сами японцы в последние годы все чаще говорят об усталости от такого тимбилдинга. Из проводившегося в январе 2024 года опроса консалтинговой компании Shikigaku следует, что 50,7 процента японцев хотели бы избежать участия в номикай. При этом среди опрошенных в возрасте от 20 до 40 лет такое желание изъявили 78 процентов респондентов. Одна из них также рассказала, что итогом таких посиделок часто становятся приставания пьяных коллег. Показательно, что иксы и бумеры переживают из-за корпоративных традиций куда реже.

На сегодняшний день алкоголем в Японии продолжают злоупотреблять около 2 процентов женщин и 15 процентов мужчин, следует из опроса Минздрава. Именно на представителей мужского пола в возрасте 50-59 лет приходится четверть мужской алкогольной статистики страны.

Сформированную за годы работы привычку пожилые японцы не оставляют и с выходом на пенсию, а социальный вакуум, в котором они оказываются из-за особенностей местной системы найма, только усугубляет ситуацию.

В Южной Корее опустели пабы

В основе корпоративной культуры Южной Кореи лежит японская модель капитализма, из-за которой многие аспекты быта стран выглядят схожими. Популярным форматом встреч тут является «хвесик»: обычай, в рамках которого сотрудники встречаются в барах и ресторанах по окончании трудового дня.

Компания не может обязать работника в принудительном порядке участвовать в «хвесике», однако на практике нежелание участвовать в таких посиделках может выйти ему боком. Как, впрочем, и отказ слушать свой организм: в 2018 году сотрудник компании Hyundai в возрасте 27 лет лишился жизни вследствие алкогольного отравления на корпоративной вечеринке.

В общественную организацию Gapjil 119, занимающуюся токсичной культурой на рабочих местах, в 2023 году поступили обращения сразу от 305 человек, пожаловавшихся на «унизительные» практики хвесика. При этом к правоохранителям обратились только 12 из них. Женщины же на протяжении последних десятилетий сетовали, что привычка к распитию напитков с коллегами отнимает у них время, которое можно было бы провести с семьей, а также увеличивает риск сексуальных домогательств.

Впрочем, декабрьская публикация Reuters свидетельствует о некотором изменении культуры употребления спиртного в Южной Корее. Пабы и бары по вечерам теперь стоят там полупустыми, что создает проблемы для местного бизнеса и приводит к закрытию заведений. Корейцы пытаются экономить на алкоголе на фоне высоких процентных ставок и повышенной инфляции, сохраняющейся в стране. Свой вклад внес и закон о борьбе с коррупцией, принятый в стране в 2016 году и ограничивший расходы на питание госслужащих.

$12,8 млрд в год теряет экономика Южной Кореи на злоупотребляющих алкоголем работниках

Поддержанная молодыми сотрудницами мода на здоровый образ жизни только усилила этот феномен. По данным ОЭСР, потребление алкоголя в Южной Корее за последний год снизилось на 12 процентов по отношению к 2015-му. В 2024 году уровень потребления оказался на уровне 9,3 литра спирта на душу населения (тогда как в 2016-м составлял 10,2 литра). Финальным штрихом стала пандемия: оценив прелести удаленки, позволяющей ограничить длительность рабочего дня исключительно рабочими часами, молодые южнокорейцы стали все чаще заявлять о важности «гибкой рабочей среды».

Однако местной экономике злоупотребляющие алкоголем работники все еще влетают в копеечку и обходятся в 12,8 миллиарда долларов в год. Потеря денег происходит из-за снижения производительности сотрудников на фоне похмелья и посещения врачей. Несмотря на общее падение интереса к алкоголю, привычка выпивать большие объемы за раз в стране все еще сохраняется. Доля спирта в одной бутылке крепкого соджу может варьироваться от 13 до 45 процентов, а южнокорейцы любят за один подход выпивать более одной бутылки.

В Китае переходят на безалкогольные напитки

В последнем десятилетии страной с самой высокой в мире смертностью от злоупотребления алкоголем стал Китай. По данным медицинского журнала Lancet, в 2016 году спиртное там послужило причиной смертности 59 тысяч женщин и 650 тысяч мужчин. При этом некоторые шаги в направлении решения этой проблемы власти КНР начали предпринимать еще раньше: в 2013 году там, к примеру, был введен запрет на распитие элитного алкоголя и сигарет во время рабочих банкетов. В 2017-м в провинции Гуйчжоу к нему добавился запрет на употребление спиртного в рабочие часы, включая различные деловые встречи. Исключение сделали только для бизнес-встреч с иностранцами, но для них руководителям компаний требуется получать отдельные разрешения.

Все эти меры не смогли уберечь страну от новых инцидентов. В 2020 году один из сотрудников китайского банка рассказал в соцсетях об отказе пить спиртное на корпоративе и последовавшем за этим конфликте с другим работником. Мужчина отделался пощечиной и оскорблениями, а обнародование истории помогло ему добиться извинений от банка (и штрафа для агрессивных коллег). Вторая история имеет еще более грустный финал: один из охранников в Китае в том же году скончался после совместных алкогольных посиделок с руководством. Другой его коллега попал в больницу с отравлением, а после рассказал, что не привык много пить, но не нашел аргументов для отказа.

до 13 % трагических случаев в Японии связаны с употреблением спиртного

Современное поколение в Китае растет более сознательным: сразу 46 процентов опрошенных IWSR в 2023 году молодых людей заявили о своей приверженности безалкогольным напиткам. По словам ученой из Колумбийского университета Синь Ин, психология китайской молодежи также трансформируется. Все чаще они говорят о том, что хотят найти признание в обществе за свою работу, а не за угождение начальству. В случае интереса к найму молодых людей компаниям стоит заняться трансформацией корпоративной культуры, советует спикер.

Власти азиатских стран получают от высокого спроса на алкоголь немалую прибыль, из-за чего жесткое регулирование оказывается за пределами их интересов. В 2022 году Национальное налоговое агентство Японии запустило кампанию «Sake Viva!», целевой аудиторией которой стали японцы в возрасте 20-39 лет. Молодых людей призвали разработать новые методы продвижения алкоголя, а тот факт, что на людей в этом возрасте в стране приходится до 13 процентов трагических случаев, связанных со спиртным, организаторы проигнорировали. Кампания длилась на протяжении трех месяцев, и только публичная критика способствовала блокировке сайта уже после ее завершения.

Интерес к алкоголю у молодых японцев сохраняется, однако, как и во всем мире, начинает перетекать в сторону более легких напитков. Зумеры и миллениалы там предпочитают слабоалкогольное фруктовое пиво с крепостью от 4 до 12 процентов, также известное как алкопоп. В 2020 году на них пришлось 40 процентов всего спроса на алкоголь в Японии, подсчитали в Ассоциации производителей алкогольных напитков страны.

Продажи менее крепкого спиртного увеличились на 15 процентов в 2023 году и в Южной Корее, из-за чего крупным производителям алкоголя, включая HiteJinro и Lotte Chilsung, пришлось Кореи — соджу, напиток с крепостью 16-20 процентов (в переводе с корейского «пламенный алкоголь»).

Россиян уличили в злоупотреблении спиртным

Российские работодатели по-разному смотрят на алкогольные посиделки: спиртное, как правило, присутствует на корпоративах, но не является частью рабочего дня. При этом в 62 процентах компаний считают, что употребление алкоголя с коллегами положительно сказывается на качестве отношений в коллективе, следует из исследования сервиса «Битрикс24».

Россиянам присуща определенная ментальность, из-за которой человек, употребивший алкоголь, может вести себя неподобающим образом. Поэтому поводов для соблазна на работе лучше не создавать, считает основатель агентства «Системно Digital» Алексей Волков. В разговоре с изданием «Бизнес-секреты» эксперт вспомнил о своем опыте работы в датской компании Ecco, в столовой главного офиса которой всегда находились холодильники с пивом и вином, доступные всем сотрудникам.

«По моим наблюдениям, русские злоупотребляли этим. У датчан такой привычки не было, они лишний раз в столовую не заходили», — поделился Волков. Сам основатель «Системно Digital» считает вполне допустимым поздравление именинника за час до окончания рабочего дня, а вот распитие спиртного посреди рабочего дня — даже в символическом формате — находит излишним.

Ко всему прочему, алкоголь — это мощный источник кортизола, гормона стресса, подчеркивает он. В случае его регулярного распития на работе, спиртное накопится в организме, что заставит сотрудника очень остро реагировать на любые стрессовые ситуации. Лучший способ предотвратить такие последствия — не давать команде лишних причин для неврозов, резюмирует собеседник издания.

Существует, впрочем, и альтернативная точка зрения. Взрослые люди сами могут решить, пить ли им в офисе, говорит генеральный директор компании «Софт-Юнион» Владислав Епанчинцев. Но если работник теряет адекватность, а его действия начинают влиять на рабочий процесс, менеджменту компании стоит отреагировать, убежден он. В его компании случается, что сотрудники могут что-то отметить на работе, а иногда инициировать такое событие может и сам руководитель. «Я отмечал конец лета: купил сидра и шампанского для сотрудников, мы немного поболтали на кухне и довольные пошли по домам», — вспоминает глава «Софт-Юнион».

Рассчитывать, что алкоголь поможет в решении рабочих задач, не стоит: он, напротив, может усугубить проблемы при их наличии, предупреждает Епанчинцев. Однако созданию доверительной атмосферы в офисе спиртное поспособствовать может: выпивая в общей компании, люди, скорее всего, быстрее раскрепостятся и найдут общий язык.

В России выросли продажи корейского соджу

В последние годы молодые потребители в России стали больше интересоваться напитками с мягким вкусом и экзотической историей, рассказал «Ленте.ру» доцент кафедры менеджмента Президентской академии в Санкт-Петербурге Максим Черниговский. Свое влияние на этот процесс, по его словам, оказал эффект низкой базы (незначительного объема спроса на начальных этапах — прим. «Ленты.ру») и растущего интереса к азиатской культуре.

В первую очередь это коснулось корейского соджу, продажи которого в 2024 году выросли почти на 350 процентов. Помимо соджу, в российском розничном сегменте и барных картах стали чаще встречаться такие напитки, как саке, байцзю, мескаль, выдержанная текила и фруктовые дистилляты. Потребители стали искать новые вкусовые впечатления, а рост числа заведений с азиатской и латиноамериканской кухней предоставил им для этого все возможности.

Свой вклад в изменение тенденций внесла и популярность путешествий — поездки в Китай, Таиланд, Вьетнам, ОАЭ и другие страны формируют интерес к местным напиткам, а после возвращения домой потребители хотят повторить этот опыт Максим Черниговский доцент кафедры менеджмента Президентской академии в Санкт-Петербурге

С уходом многих европейских алкогольных брендов в России освободилась рыночная ниша для напитков из Южной Кореи, Китая и других азиатских стран, присоединилась к обсуждению профессор кафедры экономической безопасности и управления рисками Финансового университета при Правительстве РФ Надежда Капустина. Появление на полках новых напитков вызвало у россиян закономерный интерес — хоть и не такой высокий, как в 90-е годы.

«Тогда одними из самых популярных напитков в РФ были ликеры: Amaretto, "‎Бейлис"‎ и другие», — напомнила собеседница. Бутылка итальянского ликера под названием «Амаретто Дисароно» в 1993 году стоила 15-20 долларов, а появившийся в стране импортный алкоголь был для российской молодежи символом эпохи перестройки. Сейчас интерес к крепкому алкоголю среди молодой аудитории в разы ниже и больше характерен для людей среднего и старшего возраста, говорит Черниговский.

Отечественные пивовары готовятся к выпуску сидра с ревенем и бузиной

Гораздо большей востребованностью среди молодых россиян пользуются слабоалкогольные напитки, указала представитель Финансового университета. «Очень популярны среди них сидр и пиво, в том числе с фруктовыми вкусами», — пояснила она. По данным Росалкогольтабакконтроля, производство пива российскими пивоварами выросло в прошлом году на 10,3 процента, а выпуск медовухи, сидра и пуаре увеличился сразу на 43,8 процента. Розничные продажи росли несколько медленнее: на 6,7 процента по пиву и на 23,6 процента — по сидру, медовухе и пуаре.

В стране активно развивается импортозамещение, а пивовары и сидроделы разрабатывают новые рецептуры слабоалкогольных напитков, рассказывал в январе независимый эксперт алкогольного рынка Алексей Небольсин. Сам он Карелии и Мурманске, объясняет эксперт.

до 38 % увеличилась доля непьющих россиян в 2024 году

Параллельно в стране набирает популярность еще одна тенденция — на ведение здорового образа жизни. Доля непьющих россиян в прошлом году ФОМ). Процент людей, употребляющих алкоголь ежедневно, при этом снизился — с 3 процентов в 2022-м до 2 процентов в 2024 году.

Тем не менее рынок безалкогольных напитков в России растет значительно медленнее, чем в Европе и США, обращает внимание Черниговский. Пивные напитки с минимальным содержанием спирта (от 0,05 до 0,1 процента) пока занимают менее 1 процента рынка, а на безалкогольные вина приходится еще меньшая доля, констатирует он. Эксперт связывает это с культурной традицией потребления алкоголя и стоимостью спиртного: б/а напитки зачастую дороже своих алкогольных аналогов, а значит, и менее привлекательны для населения. Еще одной причиной собеседник «Ленты.ру» называет нехватку продвижения — потребители все еще имеют слабое представление о безалкогольных альтернативах.

Позиции редких фруктовых дистиллятов в России в дальнейшем, вероятно, будут укрепляться, предполагает доцент кафедры менеджмента Президентской академии в Санкт-Петербурге. В первую очередь интерес к крепким выдержанным напиткам сохранится у потребителей с высоким уровнем дохода, прогнозирует он.