В СФ предлагают пересмотреть санкции для автопроизводителей за нарушения договоров

МОСКВА, 26 мая. /ТАСС/. Председатель комитета Совета Федерации по экономической политике Андрей Кутепов предлагает выделить автомобили российского производства в отдельный вид товара и пересмотреть санкции за ненадлежащее исполнение обязательств по договорам купли-продажи автомобилей. Такие предложения в рамках борьбы с так называемым потребительским экстремизмом сенатор направил в письмах к генпрокурору РФ Игорю Краснову и главе Роспотребнадзора Анне Поповой, копии документов есть в распоряжении ТАСС.

"В условиях высокой стоимости автомобилей и в целях обеспечения соразмерности санкций нарушениям предлагается выделить автомобили российского производства в отдельный вид товара с изменением порядка начисления штрафных санкций и применения других мер ответственности в отношении российских предприятий - изготовителей автомобилей за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договорам купли-продажи автомобилей российского производства", - указывается в документе. По мнению Кутепова, размер штрафных санкций для российских предприятий - изготовителей автомобилей следует установить "по аналогии с положениями о штрафных санкциях для застройщиков, применяемых по договорам участия в долевом строительстве".

Как подчеркнул Кутепов, для реализации таких изменений можно рассмотреть внесение поправок в закон о защите прав потребителей. Вторым вариантом, отмечает Кутепов, предлагается рассмотреть возможность устанавливать особенности применения неустойки, финансовых санкций или других мер ответственности автопроизводителей в рамках постановления правительства РФ.

"Данные предложения направлены на возвращение закону функции защиты прав потребителей - покупателей автомобилей, которая утрачивается и превращает закон в источник заработка отдельных специализирующихся групп. Кроме того, данные предложения будут способствовать обеспечению стабильности деятельности российских производителей автомобилей. Прошу выразить мнение <…> на указанные предложения", - указывается в письмах сенатора на имя Поповой и Краснова.

Потребительский экстремизм

Как подчеркивает Кутепов, российский автопром "столкнулся с рядом сложных вызовов, на которые необходимо выработать меры реагирования в целях сохранения и развития производства". "Выработке стратегических решений мешает набирающий обороты так называемый потребительский экстремизм. "Потребительский экстремизм" как термин на законодательном уровне не определен, но фактически означает намеренное злоупотребление потребителями своими законными правами для получения материальной выгоды за счет продавца либо производителя", - подчеркнул Кутепов.

По его словам, законодательство о защите прав потребителей сегодня не выделяет автомобиль в отдельный сегмент товара. Однако стоимость автомобиля может быть равной стоимости жилья, "в связи с чем суммы различных санкций, взыскиваемых в пользу потребителей, кратно превышающие стоимость автомобиля, и дополнительные штрафы являются существенными для заводов-изготовителей и их официальных дилеров".

Так, по словам Кутепова, в 2020 и 2021 годах взысканные в пользу потребителей санкции превышали стоимость машин в 3-4 раза, но в 2023 году суммы штрафных санкций превышали стоимость автомобилей уже в 6-10 раз. Как напоминает сенатор, по закону за нарушение сроков продавец уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку в размере 1% цены товара. Дополнительно к этим санкциям "предусмотрено взыскание убытков в полной сумме сверх неустойки (пени), установленной законом, взыскание морального вреда, взыскание штрафа в размере 50% от суммы, присужденной судом в пользу потребителя". Кроме того, при возврате товара ненадлежащего качества потребитель вправе требовать возмещения разницы между ценой товара, установленной договором, и ценой соответствующего товара на момент добровольного удовлетворения такого требования. "Такая разница может быть в размере стоимости автомобиля, а может превышать ее. Таким образом потребитель получает в соответствии с указанной нормой права денежные средства в размере стоимости еще одного автомобиля или превышающем такую стоимость", - отмечает Кутепов в документах.

По его словам, такие положения закона "порождают злоупотребления со стороны потребителей и их представителей, особенно в условиях санкций". "В ряде случаев отмечены целые серии претензий, исков и экспертных заключений, имеющих одинаковое содержание. <…> От производителей поступают данные о схемах получения потребителями дополнительных средств через предъявление претензий производителю в последние дни или недели действия гарантии. Достаточное количество случаев, когда в суды подаются иски по перепроданным автомобилям от физического лица физическому лицу на истекающем гарантийном сроке", - подчеркивает сенатор.