Киберпреступники стали выманивать личные данные под видом врачей, требуя заменить бумажную медкарту на электронную. Людям звонят якобы из поликлиники и говорят, что карту скоро аннулируют в рамках реновации здравоохранения. По легенде, чтобы пациент не потерял историю болезни и не остался без доступа к помощи, лжедоктор настаивает на срочном оформлении электронной медкарты. Все данные преступник обещает перенести в раздел «Здоровье» на «Госуслугах» и выдать пациенту новый номер медкарты. Для этого жертва должна назвать номер СНИЛС и код из СМС. После этого мошенники взламывают аккаунт.
Как распознать махинаторов, рассказывает эксперт по информационной безопасности, представитель Группы компаний «Гарда» Лука Сафонов:
— Схема не новая, просто используются разные манипуляции с большим количеством сервисов, которыми пользуются россияне. То, что упоминают назвать СНИЛС, — это для придания большего веса легенде. По факту конечная цель — получение доступа к «Госуслугам».
— Как защититься, как понять, что это все-таки мошенники?
— У нас, как правило, госслужащие, в том числе банки, очень редко звонят, и проще положить трубку, перезвонить самому по номеру, который указан на сайте того или иного ведомства, задать им вопрос, по тому ли номеру звонили: мошенники это были или легальный пользователь. Ну и не называть СМС-коды вообще никому — ни по телефону, ни другим способом, не пересылать их. Даже несмотря на то, что «Госуслуги» присылают предупреждение не сообщать этот код, люди как-то — то ли сквозь пальцы читают, то ли находятся в состоянии гипноза после звонка мошенников. СМС никому не сообщать.
«Госуслуги» — это как цифровой паспорт, люди не отдают свой паспорт кому ни попадя. Чаще всего от телефонных аферистов страдают пенсионеры. Жертвы отдают махинаторам около 44 млн рублей в сутки, или 15,8 млрд в год.