Авторынок в тупике: импортеры бьют тревогу, несмотря на крепкий рубль
«Казалось бы, при курсе 79–80 рублей за доллар спрос на автомобили должен быть гораздо выше. Ставки по депозитам снижаются. Согласно многочисленным прогнозам, курс доллара во второй половине года достигнет отметки 100 рублей. Но покупатели не выстраиваются в очередь. Мы отмечали незначительный всплеск в апреле и марте, однако этот подъем быстро сошел на нет», – рассказал руководитель одной из компаний Дмитрий Забора PrimaMedia. Еще один руководитель компании Сергей Соколов подтверждает падение цен на автомобили, особенно заметное для премиального сегмента, благодаря снижению курса иены до 58 рублей с зимних 65. Однако, по его словам, это привело лишь к очень незначительному и краткосрочному оживлению спроса, а рынок в целом по-прежнему «стоит». В одной из автокомпаний выделяют две основные причины спада. Во-первых, население активно переводит средства в банковские вклады. Во-вторых, неподъемными для большинства стали высокие ставки по автокредитам, достигающие 35–40 % годовых. Мало кто готов выплачивать 2,5–3 стоимости машины. Как отмечает представитель компании, это общая тенденция потребительского рынка, где россияне экономят на всем, начиная от чашки кофе и заканчивая личным транспортом. Сергей Соколов также обращает внимание на проблему «нулевого пациента» – владельца подержанного авто, продающего его для покупки нового. Учитывая застой на вторичном рынке, ожидание покупателя затягивается, разрывая традиционную цепочку продаж и создавая замкнутый круг. Анонимный импортер добавляет к этому демографический фактор, связанный со специальной военной операцией. Он указывает, что 50 тысяч приморцев (по данным губернатора Олега Кожемяко) находятся на фронте, что представляет собой внушительную категорию потенциальных покупателей. Источник также сетует на нехватку рабочей силы в крае в течение последних двух лет, связывая это с уменьшением доли активного мужского населения. Эта ситуация особенно негативно сказалась на сегменте перекупщиков – физических лиц, приобретавших автомобили для перепродажи. По словам Дениса Максименко, сегодня такого понятия практически не существует; импорт идет преимущественно под заказ для личного пользования в рамках постоянно растущего бюджета. Бывший «перекупщик» Олег Мостовой, оставивший торговлю на рынке «Зеленый угол», объясняет это невыгодностью бизнеса: высокие цены при нулевом спросе, сложности с ввозом из Японии на физлица, закрытие Киргизии для параллельного импорта. Он отмечает, что лишь немногие, имевшие накопления, смогли стать официальными дилерами. Сергей Соколов считает, что «Зеленый угол» как явление уходит в историю. Он связывает это с резким ростом ставок утильсбора и изменениями в законодательстве. Новые правила запрещают физическому лицу продавать ввезенный из-за рубежа автомобиль в течение года после постановки на учет, что, по его мнению, полностью уничтожило коммерческую составляющую этого рынка. Напомним, с 1 мая начала действовать новая схема расчета утилизационного сбора. В результате чего многие эксперты прогнозируют рост цен на автомобили. Фото: ФедералПресс / Анастасия Полетаева