В России резко вырос спрос на мотоциклы

Резкий рост стоимости автомобилей повлиял на рынок транспорта. Те, кто хочет передвигаться по дорогам, выбирают мототехнику. Это дешевле и доступнее.

В России резко вырос спрос на мотоциклы
© Российская Газета

Так, по данным компании Avito, в первом квартале 2025 года выросло количество объявлений о продаже новых мотоциклов - более чем в 2 раза. Лидерами по предложению стали мотоциклы брендов Avantis (6,5%), Motoland (3%) и Regulmoto (1,8%). Самая положительная динамика предложения наблюдалась у марки Avantis: число объявлений выросло в 6,4 раза.

В сегменте новых мотоциклов наибольший интерес пользователи платформы проявили к моделям марок KAYO (6,6%), Motoland и Regulmoto - оба бренда получили долю в 3,5%. Фаворитами среди новых моделей стали KAYO Basic TT140 (1,2%), Kews K16 NB300 (0,8%), ATV Mini Grizlik X16 Motax (0,6%), KAYO DBR SX-50A (0,6%) и KAYO Basic K125EM (0,5%). Существеннее всего вырос интерес к мотоциклам марки Avantis - на 83,4%.

Средняя цена на новый мотоцикл в России составила 245 990 рублей. Очевидно, что такая сумма гораздо ниже стоимости даже самого подержанного автомобиля.

Интерес к мотоциклам с пробегом в России увеличился на 14,1%. Пользователи платформы отдавали предпочтение мотоциклам брендов Honda (7,2%), KAYO (4,8%), Yamaha и Alpha - каждый по 4,5% - и ИЖ (4,3%). Среди моделей самыми популярными оказались ИЖ Юпитер-5 и Иж Планета-5 - обе с долей 1,2%. Также в пятерку лидеров вошли Honda Dio AF-27 (0,9%), Kews K16 NB300 (0,9%) и Honda Dio AF-34 (0,7%).

По данным статистической компании "Автостат", средняя цена мотоцикла с пробегом составила 150 000 рублей. Самыми доступными стали модели марки ИЖ, а самыми дорогостоящими - мотоциклы бренда Kawasaki.

Помимо мотоциклов есть еще мопеды, скутеры и мотороллеры

Общий объем моторынка с пробегом в январе-апреле 2025 года составил 31,6 тысячи штук, что на 12% больше прошлогоднего результата.

Рынок мотоциклов с пробегом по своей структуре кардинально отличается от нового. Китайской мототехники тут меньше - 30%, а наибольшим спросом пользуются японские марки (37,5%).

Доля байков с маленькими "движками" (до 400 куб. см) на вторичке всего 25%, тогда как на рынке новых - 70%. Зато огромный выбор мотоциклов с большой кубатурой - более 40% имеют двигатель больше 800 "кубов", в том числе почти 19% свыше 1,2 литра.

Каждый пятый мотоцикл (19,8%) продается в возрасте до 5 лет и, видимо, с совсем небольшим пробегом. В то же время очень старой мототехники (старше 20 лет) на вторичном рынке тоже предостаточно (31,7%).

В общем ситуация на авторынке может считаться патовой. Автомобили не покупают. Народ переходит на другие транспортные средства. А их довольно много.

Мотоциклы - подходящий вариант, если речь не идет о премиальных моделях. Содержание мотоцикла гораздо дешевле, чем автомобиля. Даже парковка для него стоит дешевле.

Но помимо мотоциклов есть еще множество мототехники. Например, мопеды. Или скутеры и прочие мотороллеры. Для мопедов хотя бы права требуются. Но не требуется регистрация этого транспорта. А это тоже заметно облегчает бюджет на содержание такого транспортного средства.

Стоит напомнить о том, что в последнее время сильно развивается индустрия средств индивидуальной мобильности. Большую популярность набирают электросамокаты. Но не по аренде, а именно в частном пользовании.

Как сообщил руководитель компании С.МОТО Сергей Фивейский, интерес к мотоциклам со стороны обеспеченной аудитории есть всегда.

Этот спрос основан не столько на рыночных изменениях, сколько на поведенческих мотивах. Владение мотоциклом для такой аудитории - это возможность выйти за пределы офиса, почувствовать свободу, адреналин и развлечения, влиться в новый социум фанатов мототехники с постоянными событиями и насыщенной клубной жизнью. Люди, которые ассоциируют себя с такими ценностями, готовы учиться ездить на мотоциклах даже в 40-50 лет. И количество таких людей растет.

Россия для китайских производителей замыкает первую десятку регионов по объему поставляемой мотопродукции. Впереди страны Африки, Юго-Восточной Азии, Южной Америки. А в целом наша страна находится на примерно 30-й позиции по количеству официально зарегистрированных мотоциклов.

На долю китайских марок в России в течение последних 10-15 лет приходится 80-90% малокубатурной мототехники (до 400 куб. см). Это мотоциклы, мопеды, скутеры и питбайки.

В течение 25-30 последних лет Китай кардинально улучшил качество своей мотопродукции и уже давно стал мировой фабрикой мотоциклов номер 1. Например, еще 15-20 лет назад китайская мототехника часто продавалась без какой-либо гарантии от производителя. Сейчас гарантийные сроки на китайские мотоциклы составляют полгода-год с ограничением пробега. А если говорить об индийских Bajaj, то там и вовсе два года без ограничения пробега.

Комментарии

Дарья Притупова, менеджер продукта "Мототехника" автомобильного портала "Дром":

"Данные ГИБДД говорят о том, что относительно марта 2024 года в марте 2025 года было совершено на 48% больше регистраций мотоциклов. Гребень сезона год от года становится выше, а значит, интерес людей к мототехнике возрастает. Покупка техники стала доступнее с приходом китайских брендов, так что если прирост будет весь оставшийся год таким же, то нас действительно ждет рекорд продаж второй год подряд.

Косвенно продажи можем отслеживать через отметки о снятии с продажи в объявлении. Сейчас график количества отметок по месяцам выглядит как взлет ракеты: апрель к марту показал прирост в отметках 30%, март к февралю - 45%.

Трендов, отличающих этот год от прошлого пока, не заметила. Продолжается большая любовь к китайским моделям, этому способствует как низкая цена, так и японские санкции".

Станислав Карбачинский, директор направления "Авилон Мото":

"В этом году спрос на мотоциклы растет. Это связано с тем, что многие из тех, кто планировал в этом году заменить автомобиль, из-за ряда факторов, включая рост цен, отдают предпочтение мотоциклам. Наша компания начала 2025 год с хороших показателей и уверенного роста. В компании за первые два с половиной месяца - с января до середины марта - объем продаж вырос на 15-17% по сравнению с аналогичным периодом 2024 года.

С середины марта спрос на мотоциклы стабилизировался на уровне 2024 года. Этот мотосезон начался позже из-за холодного и снежного начала мая, но со второй половины месяца спрос на мотоциклы стабилизировался и показывает хорошую динамику роста. Мотовладельцы вернулись с праздников и коротких отпусков, и вакуум начал заполняться.

Рост спроса на мотоциклы обеспечивается более доступной ценой в сравнении с автомобилями, на фоне роста цен в автопроме, высоких процентных ставок по автокредитам и, как следствие, снижения покупательной способности.

За последнее время рынок мотоциклов претерпел значительные изменения как в плане доступности, так и с точки зрения популярности брендов и классов. Например, среди мотоциклистов вновь растет интерес к спортбайкам и чопперам, которые были менее востребованы в последние годы. Потребители все чаще выбирают модели китайского производства, постепенно отказываясь от японских аналогов.

Среди новых мотоциклов лидерами продаж являются официально поставляемые в Россию модели китайских производителей. Они представлены преимущественно в массовом сегменте, наиболее популярном среди покупателей, и соответствуют строгим критериям безопасности, комфорта и надежности".

промо изображение