Верховный суд смягчил подход к нарушителям ПДД при мелких авариях

Верховный суд встал на сторону автомобилистки, которую лишили прав за оставление места ДТП. Попав в аварию, женщина отъехала от места происшествия, чтобы не создавать затор. Ее признали виновной и лишили прав — причем одни и те же решения принял сначала мировой судья, а затем и суды вышестоящих инстанций.

Верховный суд смягчил подход к нарушителям ПДД при мелких авариях
© BFM.RU

Впрочем, Верховный суд России напомнил коллегам, что водитель, попавший в аварию, может временно отъехать в сторону, чтобы не создавать помех. На баннерах на МКАД так и пишут: «Попал в аварию — съезжай на обочину». По Европротоколу и вовсе — если в результате аварии есть только царапина, нет пострадавших и обе стороны готовы решить вопрос без суда, можно не вызывать ДПС. Предварительно надо зафиксировать обстоятельства аварии, сфотографировать автомобили и только затем отъезжать.

Прав за это не лишат, но возможен штраф, поясняет автоадвокат, эксперт общественного движения автомобилистов «Свобода выбора» Сергей Радько:

— Верховный суд указал, что если водитель отъехал в сторону, но не имел умысла на оставление места происшествия, то это тоже нарушение, но оно наказывается лишь штрафом в размере 1 тысячи рублей по части 1 статьи 12.27 за невыполнение обязанностей в связи с ДТП. А обязанности такие: необходимо немедленно остановиться, не перемещать, не двигать транспортные средства, выставить знак аварийной остановки и так далее. Если человек остановился не сразу после ДТП, а отъехал немного в сторону, это не считается оставлением места ДТП. Это нарушение, но не такое тяжкое, и оно не наказывается лишением. Хотя штраф составляет 1 тысячу рублей. То есть Верховный суд просто изменил постановление нижестоящих судов. Формально такие действия все равно образуют состав правонарушения, но не такого уровня. И это правильно, потому что, действительно, образуются заторы. Может быть, человек согласится заплатить 1 тысячу рублей, вместо того чтобы создать огромную пробку. Речь не только о заторах, но и о том, что часто происходит так называемое вторичное ДТП, когда в остановившуюся машину тут же врезаются другие водители, не успевшие среагировать.

— Как тогда зафиксировать момент ДТП самостоятельно?

— Правила дорожного движения говорят, что перед тем, как покинуть место аварии, если создаются затруднения движению, необходимо предварительно зафиксировать следы ДТП, повреждения транспортных средств с привязкой к стационарным объектам — столбам, зданиям и так далее. Только после этого можно отъезжать. Поэтому можно быстро сделать фото, видео и уже после этого отъезжать в сторону, чтобы рисовать схему, вызывать ГИБДД и так далее. Максимум, что в этом случае грозит, — штраф 1 тысяча рублей. Удручает лишь то, что суды трех инстанций этого не поняли. Только Верховный суд сумел правильно указать.

Также Минтранс предложил внести поправки в ПДД: ведомство хочет запретить использование дешевых заменителей автокресел и так называемых бустеров при перевозке детей, пишет «Коммерсантъ». Запрет затронет такие приспособления, как корректоры ремней безопасности и бескаркасные автокресла, неспособные удержать ребенка при аварии. Также планируется введение штрафа от 3 тысяч до 5 тысяч рублей за нарушение правил перевозки детей.

В случае принятия поправок придется всем устанавливать каркасные автокресла, говорит автоэксперт Артем Бобцов:

Артем Бобцов автоэксперт «Смотрите: если кресло стоит 3 тысячи рублей — это бескаркасное, а если оно стоит 10 тысяч рублей — это каркасное. Бескаркасное — это условно дешевый заменитель, который только внешне похож на детское кресло, а на деле таковым не является. Ведь главная функция кресла — не чтобы ребенку было удобно сидеть, а безопасность. Это история, которая еще в 1970-х родилась на территории Евросоюза. Там были приняты первые директивы, обязательные к выполнению на всей территории ЕС норм по детским креслам. Там отрегулированы все технические параметры, обязательные нормы по жесткости, по креплениям. Оттуда появились универсальные крепления, к которым защелкиваются кресла. Законодатели вынуждены вмешиваться, чтобы это регулировать, потому что желания самих водителей обеспечить безопасность детей, к сожалению, не всегда достаточно. Производителей хороших кресел, может, с десяток, в основном это европейские компании, их названия хорошо известны. Их кресла недешевые, но безопасные. Первый признак — это, конечно, цена. Такие устройства дешево стоить не могут. Пока только так. Рынок наводнен китайскими товарами, которые небезопасны. Таксистам, например, тоже придется покупать новые кресла. Обычно они ставят самые дешевые бустеры за 1,5 тысячи рублей и на этом ездят. Проверки на этот счет проводятся регулярно. Конечно, придется покупать. Но, наверное, любые расходы здесь оправданны. Мы ведь говорим про безопасность самого ценного — наших детей».

Минтранс также решил прописать в ПДД правила пропуска спецтранспорта с мигалками — скорых, пожарных, полицейских машин и других. Действующие правила говорят, что водители при встрече со спецтранспортом должны «уступить дорогу». Формально эта формулировка водителя ни к чему не обязывала. В реальности все действовали по-разному: кто-то смещался вправо на полосе, кто-то выезжал на обочину, кто-то тормозил. Минтранс вносит новое требование: при появлении мигалок водителю следует «освободить полосу» — то есть перестроиться или уйти за пределы проезжей части. Кроме того, в проекте указано, что водителям запрещается обгонять транспорт с мигалками, а также находиться «в непосредственной близости» от таких машин и двигаться с их скоростью. За непредоставление преимущества автомобилям спецслужб предусмотрен штраф от 3 тысяч до 5 тысяч рублей либо лишение водительских прав сроком от трех месяцев до одного года.