Повышение утильсбора не принесло ожидаемых доходов в бюджет

Повышение утильсбора не принесло ожидаемых доходов в бюджет
© BFM.RU

Резко повысив ставку утильсбора с целью поддержать российский автопром, власти столкнулись с тем, что денег на эту поддержку стало еще меньше. За первый квартал утильсбор принес в бюджет на треть меньше, чем годом ранее, пишут «Известия» со ссылкой на данные, полученные от Минфина. По словам экспертов, причины понятны, перспективы туманны.

Сумма в 97 млрд рублей за счет утильсбора за первые три месяца — это не только на треть меньше, чем в первом квартале прошлого года, это еще и менее 10% от плана на текущий год. То есть пока получается, что российский автопром может получить гораздо меньше субсидий, чем планировалось.

Почему «утиль» недособрали? Эксперты выделяют две основные причины: готовясь к резкому повышению ставок сбора летом-осенью 2024 года, импортеры ввезли в Россию столько машин, сколько смогли. Они продают эти остатки до сих пор. И продают плохо. Спрос низкий, цены высокие, кредит недоступен. Продажи новых легковых автомобилей за первый квартал упали на 25%. По грузовым автомобилям и сельхозтехнике ситуация еще хуже. Стоки забиты, у аграриев и перевозчиков просто нет денег, чтобы приобретать новую технику в лизинг по нынешним ставкам. И по нынешним ценам, которые стали такими как раз из-за повышения утильсбора.

Но пересматривать ставки никто не намерен. Они, как и планировалось, будут только расти, говорит председатель комитета Государственной думы по промышленности и торговле Владимир Гутенев:

— Я уверен, что начиная со второго полугодия мы выйдем в график, и к концу второго полугодия, думаю, будет небольшое превышение, которое скомпенсирует в значительной мере ту недостачу, которую сформировали массированным завозом легковых автомобилей наши китайские друзья. В связи с этим абсолютно нет никакой необходимости пересматривать ставку утильсбора, поскольку, с одной стороны, мы защищаем отечественного производителя, а с другой — понуждаем зарубежных поставщиков с высоким уровнем локализации начинать производить конкурентоспособную продукцию на территории нашей страны.

— Если говорить о коррекции ставок утильсбора — такие идеи даже в воздухе не витают?

— По крайней мере, в нашем комитете нет. И если они появятся — мы их не пропустим, потому что это вред нашей экономике.

С тем, что пересматривать ставку по утильсбору в сторону понижения уже поздно, согласен и автоэксперт Олег Мосеев. В таком случае мы бы действительно лишились шансов привлечь китайских производителей строить заводы в России. А вот с тем, что ситуация с поступлениями в бюджет от утильсбора наладится к концу года, эксперт не согласен. Не наладится, уверен он:

Олег Мосеев автоэксперт «Затоваривание на складах у производителей и дилеров довольно существенное. Да, потихоньку количество автомобилей на свободных стоках сокращается, потому что существенно сократился импорт, ну и производители откорректировали свои производственные программы внутри страны. Но говорить о том, что у нас во втором полугодии импорт пойдет замечательными темпами вряд ли приходится. Это если мы говорим про легковой транспорт. И понятно, что мы говорим прежде всего про те бренды, которые импортируют».

А проблемы со спросом на грузовую и сельхозтехнику не решатся до тех пор, пока ключевая ставка не опустится хотя бы до уровня 12%. С этим согласны оба собеседника. А вот когда это может произойти — об этом эксперты давно перестали рассуждать даже в теоретической плоскости. Зато со ставкой утильсбора все понятно — ее собираются повышать каждый год вплоть до 2030-го.