Toyota и Mazda «вернулись» в Россию: что скрывается за громкими заявлениями
Радужные представления Если верить новостям, российский авторынок переживает ренессанс: Mazda и Toyota якобы возобновили продажи, китайские Lixiang и Avatr официально пришли на рынок, а в ближайшее время ожидаются Lotus (под брендом Nordcross) и Zeekr. Даже Honda, по некоторым данным, продолжает работать через дилеров с 2023 года. Но если присмотреться, картина оказывается не такой радужной. Например, долгожданные Hyundai и Kia собирают автомобили на питерском заводе, но уже под маркой Solaris. Citroën тоже возобновил производство в Калуге, однако это скорее локальная сборка, чем полноценный возврат бренда. «Если читать только заголовки, сложится впечатление, что отношение иностранных автоконцернов к России потеплело. Но никаких камбэков на самом деле нет. Просто заявления о якобы возвращении (или приходе) покаявшихся марок звучат так сладостно, что тут же разносятся интернет-вихрями. Маркетинг, и ничего личного. В остальном пока ни один крупный автопроизводитель не заявлял о возвращении в Россию ни с поставками машин, ни тем более с производством», – сообщил автомобильный журналист Артем Краснов. По его словам, история с «возвращением» Mazda, Honda и Toyota выглядит скорее как хорошо организованный спектакль. Формально все соответствует «официальному» формату: автосалоны с профессиональными менеджерами, возможность тест-драйва, гарантийное обслуживание. Но ключевые отличия раскрывают суть: гарантии предоставляет не производитель, а российский импортер, а цены остаются значительно выше докризисных. Единственное реальное изменение – стабилизация поставок. «Китайские марки торгуют у нас, но даже они не анонсировали ни одного крупного инвестиционного проекта. Скажем, запуск линейки Chery Tiggo на бывшем заводе Volkswagen под Калугой идет силами российской AGR Automotive под вывеской Tenet, а техническим партнером заявлена не Chery, а некая Defetoo. Многие чайнабренды маскируются, мягко сворачивая свое присутствие на рынке», – добавил Краснов. Как дела обстоят на самом деле Фактически эксперт назвал все это параллельным импортом с ограниченным модельным рядом (преимущественно китайского производства). Производители не несут никаких обязательств перед российскими покупателями, не ведут полноценного маркетинга и не имеют четкой стратегии на нашем рынке. За три года серые схемы действительно отладились и приобрели более цивилизованные формы, но своей сути не изменили. Артем Краснов подчеркнул, что это закономерная адаптация автобизнеса к новым условиям, но не изменение самой ситуации. Никакого потепления в отношениях с иностранными производителями нет. По его мнению, они предпочитают закрывать глаза на такие поставки, сохраняя возможность в любой момент откреститься от них под предлогом «несанкционированной деятельности дилеров». Поэтому не стоит ждать скорого возвращения автопроизводителей в Россию – даже гипотетическое возобновление официальных поставок не решит ключевую проблему ценовой доступности. Высокие таможенные платежи (особенно утилизационный сбор), отсутствие глубокой локализации и затраты на параллельный импорт делают невозможным существенное снижение цен. Ни прямые поставки, ни «отверточная» сборка не обеспечат возврата к прежней ценовой политике – для этого потребуется организация полноценного производства с локализацией ключевых компонентов, что даже в самом благоприятном сценарии займет несколько лет. «Поэтому все новости о приходе или возврате какой-то марки не более чем белый шум. Да, вы можете купить сегодня Toyota Camry в автосалоне, который внешне будет почти такой же, как раньше. Но машина будет китайской сборки, а цена – примерно от 5 миллионов рублей за автомобиль 2024 года выпуска», – заключил эксперт. Напомним, недавно широкий резонанс среди автолюбителей вызвало заявление о том, что Mazda официально возобновила продажи автомобилей в России. Однако поставщиком автомобилей является российский дистрибутор Mazda, это инициатива российского менеджмента. Поставки осуществляются из Китая, автомобили не локализованы. Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин