Россияне стали чаще покупать электросамокаты. Добавит ли это проблем на дорогах?

В России наметился электросамокатный бум. Причем в частном секторе. Рекордное количество закупок этих транспортных средств подтверждают маркетплейсы. По их данным, спрос на такие средства передвижения вырос в полтора - два раза по сравнению с предыдущим годом. Добавит ли такая тенденция проблем на дорогах и тротуарах?

Россияне стали чаще покупать электросамокаты. Добавит ли это проблем на дорогах?
© Российская Газета

По данным компаний, торгующих электросамокатами, рост покупок частными лицами превысил рост покупок, оформленных на лиц юридических. В целом же этой техники было закуплено в два раза больше, чем годом ранее.

За первые четыре месяца 2025 года было продано в частные руки 180 тысяч электросамокатов. За этот же период было куплено менее 300 тысяч автомобилей. То есть показатели сравнимые.

Компании кикшеринга сами начали ужесточать правила использования своих транспортных средств. Прежде всего - ограничивать их скорость в городах

Почему это происходит? Да по одной простой причине. После повсеместного ужесточения правил и требований в отношении электросамокатчиков кикшеринговые компании начали ограничивать и доступ к этому электротранспорту, и жестко штрафовать за любые нарушения правил. Но не правил дорожного движения, а правил пользования арендованным транспортным средством. В которые, кстати, соблюдения правил дорожного движения также входят.

Итак, согласно Кодексу об административных правонарушениях водителю электросамоката максимум, что грозит - 1,5 тысячи рублей штрафа, если он был нетрезвым за рулем. За все остальные нарушения - 800 рублей штрафа. Со скидкой в 25% - 600 рублей.

При этом сами компании кикшеринга начали ужесточать правила использования своих транспортных средств.

А именно: ограничения скорости в центре городов до 20 км/ч, а то и ниже; введение зон, где движение кикшеринга заблокировано; недопуск к управлению пользователей младше 18 лет; усложнение системы верификации (в будущем - только через "Госуслуги").

Ну и главное - штрафы: до 100 тысяч рублей за нарушения правил дорожного движения.

Обычным гражданам, у которых в собственности личные электросамокаты, все это не грозит. Выявить их практически невозможно. Ведь их покупают на маркетплейсах.

Поэтому пользователи электросамокатов и пересаживаются на личный транспорт. Зачем им арендный с такими ограничениями?

На последней выставке электросамокатов корреспондент "РГ" видел такую технику, которую можно классифицировать не только как мопед или мотоцикл, но и буквально как ракету на дороге.

Стоит, правда, отметить, что оформить электросамокат, который по своим техническим данным по сути - мотоцикл, официально просто нельзя. Кстати, у нас вообще не предусмотрено такой возможности.

Более того, кикшеринговые компании также подтверждают отсутствие своих интересов в этом деле. Как сообщили в компании Whoosh, рост продаж электросамокатов связан в первую очередь с тем, что они становятся привычным транспортным средством для горожан. Все больше людей пробуют ездить, учатся и понимают, что на электросамокате удобно преодолевать короткие расстояния (например, по району или между районами) и быстрее, чем на машине, особенно в условиях пробок или отсутствия парковочных мест.

Это хорошая тенденция - электросамокаты становятся повседневностью, этим экологичным транспортом начинает пользоваться все больше людей. Конечно, на спрос на аренду кикшеринга это не повлияет. Личный и арендный самокаты используются по разному сценарию. На личном удобно перемещаться недалеко от дома, если есть место для его хранения и хочется, например, пробовать устройства разных моделей. Кикшерингом удобнее пользоваться в мультимодальных маршрутах, совмещать с другими видами транспорта - например, взять самокат при выходе из метро, чтобы доехать до офиса или наоборот. Кроме того, не нужно заботиться о его хранении или ремонте - операторы кикшеринга делают это за вас.

В компании "МТС Юрент" сообщили, что спрос на модальность (электросамокаты) продолжает расти, поскольку люди хотят передвигаться без пробок и без автомобиля. В сложившейся ситуации, когда ужесточается регулирование шеринговых самокатов, логично, что люди начинают охотнее пользоваться личными электросамокатами, в которых нет ограничений скорости и передвижение которых в настоящий момент никак не регулируется. Это именно та тенденция, о которой мы предупреждали регуляторов, когда говорили о том, что регулирование должно охватывать не только шеринговые самокаты, но и личные. В результате мы получаем больше частных самокатов, у которых нет ограничения и контроля скорости, которые никто не контролирует и не штрафует.