Пользователям каршеринга хотят предложить отечественные автомобили

Отрасль прокатных автомобилей развивается впечатляющими темпами. Все больше людей предпочитают арендовать машину при необходимости, нежели содержать свою. Сервисы работают во многих городах, их парки насчитывают десятки тысяч автомобилей разного класса. Законодатели обратили внимание, что большая их часть - не отечественного производства. И, возможно, в скором времени отрасль ждут перемены.

Пользователям каршеринга хотят предложить отечественные автомобили
© Российская Газета

Каршеринговые компании могут обязать использовать высоколокализованные машины. Соответствующий законопроект сенатора Андрея Кутепова сейчас находится на рассмотрении в правительстве. Соавтор нашумевшего и уже принятого закона о локализации такси в пояснительной записке к новой инициативе указал, что доля китайских автомобилей в парках некоторых операторов каршеринга, по данным на 2023 год, составляла от 30 до 50 процентов. Он также подчеркнул, что каршеринг активно развивается, краткосрочной арендой автомобилей пользуются в среднем по 140 тысяч раз в день. Глава минпромторга Антон Алиханов инициативу одобрил, увидев в ней дополнительные возможности для развития отечественного автопрома.

В автопарках каршеринговых компаний много машин иностранного производства, и на них сейчас наибольший спрос

Председатель Общероссийского объединения пассажиров Илья Зотов назвал законопроект вполне логичным продолжением истории по расширению спроса на высоколокализованную продукцию.

"Если говорить с точки зрения реализуемости, никаких существенных сложностей здесь, наверное, не будет. Но есть другой момент - люди могут отказываться пользоваться отечественными машинами, особенно на дальние расстояния. Экономика процесса тоже может пострадать. На иностранной машине можно проехать намного больше. Ну и окупаемость наших машин будет достаточно долгой, что может привести к уходу с рынка большого количества каршеринговых сервисов", - считает он.

Автоэксперт Игорь Моржаретто назвал закон о локализованных автомобилях в такси и аналогичный проект по каршерингу политическими решениями. На потребителей услуг они, по его мнению, особо не повлияют. "Цены и так вырастут. Из-за высочайшего утилизационного сбора и дорогих автокредитов, из-за инфляции", - считает Моржаретто.

Каршеринговые компании отказались комментировать законодательную инициативу, но подтвердили - в автопарках много машин иностранного, в том числе китайского производства, и на них наибольший спрос. Так, в компании "Ситидрайв" более 20 тысяч машин различного класса: эконом, комфорт, премиум и электромобили, всего более 25 марок и 60 моделей. "Повышенным спросом пользуются Haval, Geely, Chery и Changan", - рассказали там. Парк "Делимобиля" насчитывает около 31 тысячи автомобилей, преимущественно категории комфорт и выше. Самые популярные модели в этом году: VW Polo, KIA Rio X-Line, Geely Coolray, Haval Jolion, Exeed LX, Nissan Qashqai, Jaecoo J7, JETTA VS5.

Рынок каршеринга активно развивается не только в столице, но и в регионах. "Ситидрайв" присутствует в семи городах: Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Сочи, Краснодаре и Ростове-на-Дону. "Яндекс Драйв" - в шести: Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Екатеринбурге, Сочи, Саратове. "Делимобиль" - в 15: Москве, Санкт-Петербурге, Самаре, Тольятти, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Новосибирске, Туле, Казани, Ростове-на-Дону, Уфе, Перми, Сочи, Ярославле и Челябинске.

В "Ситидрайв" рассказали, что за прошедший год число запросов на аренду машин выросло на 40 процентов. Спрос остается стабильно высоким независимо от сезона. При этом в летний период преобладают длинные маршруты и путешествия на природу. Появилась новая тенденция - аренда автомобилей для путешествий и отпуска. "Многие горожане охотно берут автомобили на длительный срок, иногда до нескольких недель, используя их для внутренних путешествий и посещения близлежащих регионов. Меняется и профиль предпочтения транспортных средств: популярность седанов снижается, а компактные кроссоверы выходят на передовую", - отметили в компании.

"Делимобиль" оценивает рост спроса по итогам прошлого года в 20 процентов. В компании считают, что это произошло в том числе за счет активного развития автопарка в разных категориях, выхода в новые регионы, увеличения средней длительности аренды и дальности поездок, а также роста популярности каршеринга в качестве альтернативы собственному автомобилю.

"Спрос на каршеринг растет с приходом тепла во всех регионах России. Например, по итогам майских праздников этого года москвичи и гости столицы совершили на 22 процента больше поездок, чем годом ранее. Средняя дистанция поездки выросла на 35 процентов. Во многом это обусловлено возросшей популярностью длительных аренд от одного дня - их количество в Московском регионе выросло на 32 процента год к году, а также междугородних поездок, во время которых пользователи проезжали сотни и тысячи километров", - рассказали в компании.

Там также заметили, что пользователи из Москвы при аренде от одного дня чаще всего ездили по области, а по тарифу "Межгород" люди чаще всего уезжали на делимобилях в Санкт-Петербург, Казань, Самару и Нижний Новгород. Пик междугородних аренд в компании в этом году пришелся на начало длинных выходных - 1 мая и 7 мая. Повышенным спросом с 1 по 11 мая также пользовались поездки и завершение аренды в аэропортах Москвы. По сравнению с прошлым годом рост таких поездок составил 45 процентов.