В Общественной палате обсудили безопасность авто с мультимедийными устройствами
Острая тема всплыла в Общественной палате РФ: как обеспечить конструктивную безопасность автомобиля? Большинство экспертов в итоге пришли к мнению, что следует уйти от мультимедийных устройств и вернуться к кнопкам и верньерам.
Дискуссия получилась серьезной. Сегодня рынок заполняют китайские автомобили. Машины неплохие, но их необходимо осваивать. Педали и ручки у них те же, что у других машин. Но настройка салонного оборудования, будь то сиденья, зеркала, кондиционер, даже массаж спины, - все это функции мультимедиа. Более того, функции безопасности движения настраиваются тоже через компьютер. Речь идет о работе антиблокировочной системы тормозов, курсовой устойчивости и т.п.
Представитель Общественной палаты Александр Холодов в этой связи напомнил, что безопасность транспортного средства складывается из многих нюансов. Есть активная безопасность. Ее обеспечивают такие системы, как АБС и ЕБС. Первая не дает колодкам впиться намертво в тормозные диски, вторая регулирует и тормоза, и распределение по тормозам, и нагрузку на оси машины. По сути, предотвращает заносы. Он вспомнил про круиз-контроль, который поддерживает дистанцию до впереди идущего авто, а также контроль слепых зон. Кроме того, современные системы помогают парковаться.
Еще одни элементы, без которых не обойтись на дороге, - подушки безопасности. Они появились в 70-е годы и начали совершенствоваться. В 2000 году уже появились шторки на стеклах. В 2010-м - подушки для коленей и даже для пешеходов. Стоит напомнить и про электронную безопасность. Правда, оказалось, что чем больше напичкана электроникой машина, тем проще ее взломать.
А вот Игорь Ермилин, инженер, который разработал несколько удачных спорткаров, рассказал несколько иную историю. Он привел пример "Формулы-1", где участвуют самые совершенные авто. Так вот, там все управление - на руле. Дисплей тоже есть. Но он маленький, несет только функцию контроля за агрегатами. Кроме того, эти автомобили не имеют электронных систем поддержки.
В "Формуле-1" - самые совершенные автомобили. В них все управление - на руле. Все тактильное - кнопки. Дисплей тоже есть. Но он маленький, несет только функцию контроля за агрегатами
В конструкциях же современных обычных автомобилей, считает Ермилин, отчетливо просматривается экономическая составляющая. И трудно избавиться от впечатления, что конструкторы ставят перед собой цель помочь управлять машиной человеку, практически необученному. Но представим, что какая-то система не сработала. И что будет делать тогда водитель, который просто не знает, как действовать в критической ситуации?
Поневоле вспоминается старый добрый фильм про приключения Электроника. Напомним, Электроник - робот. Он обладает, как и современные автомобили, обладает искусственным интеллектом, голосовым взаимодействиеи. И все-же один из персонажей интересуется: "А где у него кнопка"?
А может, действительно пора возвращаться к кнопкам и верньерам? По крайней мере, это позволит следить за дорогой, а не за мониторами.