Чистое воплощение скорости: основное преимущество машин в 1909 году
В начале XX века в царской России широкое распространение получили велосипеды, однако автомобилей в то время было крайне мало. Тем не менее, специализированные издания продолжали писать о них, стремясь популяризировать моторный транспорт и раскрывая основные преимущества техники. Одним из них был московский журнал «Автомобильная жизнь и спорт», который выходил еженедельно. Благодаря сотрудничеству с Национальной электронной библиотекой (НЭБ) редакия Quto.ru смогла узнать о главных событиях, которые описаны в номере от 6 июня 1909 года.
«Среди всех божков современного человечества божество скорости, несомненно, одно из наиболее красивых, привлекательных и близких людскому сердцу. Скорость является одной из величайших побед человека над миром: то, в чём ему отказано природой, чем он не может воспользоваться у других живых тварей, то он приобретает с помощью собственного творчества», — говорится на первой полосе журнала.
И «чистейшим воплощением скорости» автор называет автомобиль, так как «маленькие машины мчатся по воле человека с быстротой мысли». При этом уточняется, что все «истовые автомобилисты» поклоняются богу скорости, а время от времени устраивают соревнования, приносят жертвы, совершают своеобразное служение.



Трофейный Mercedes-Benz в 1943 году
В царской России подобных служителей культа скорости было немного, а различные гоночные соревнования устраивались крайне редко. Но одним из таких мероприятий стали гонки, которые проходили 24 мая на Волхонском шоссе в Санкт-Петербурге и привлекли сотни гонщиков.
«Сотни автомобилистов съехались туда. Длинная вереница всевозможных колясок, красивых и сверкающих на солнце, стояла вдоль дороги и, казалось, так же внимательно, как и их владельцы, следила за бегом своих сотоварищей», — говорится в заметке.
Отдельно автор отмечает, что всю трассу должны были отремонтировать, но «наши шоссе настолько плохи», что под конец состязания вся дорогы была усыпана щебнем, вырванным из полотна колёсами «мчавшихся левиафанов».



Вторичный рынок машин и чем были опасны мотоциклы в 1905 году
В еженедельнике также отмечается, что наиболее активно в стране популяризацией моторного транспорта занимался журнал «Автомобиль». Причём редакторы занимаются не только печатным словом, но также регулярно устраивали всевозможные выставки, гонки, испытания и общие поездки для членов клуба. К этому привлекались клубы, продавцы, различные предприятия, видные деятели со всей страны и просто энтузиасты.
«Для России, где собственной автомобильной промышленности почти нет, приходится иметь дело с привозимыми из-за границы автомобилями, качества которых и особенности каждой данной фирмы публике известны лишь понаслышке, и каждому лицу приходится проверять личным опытом те данные, которые ему обещает продавец», — пишут в еженедельнике.
Одновременно автор пишет, что каждый из производителей из разных стран в то время имел слишком малый автопарк в нашей стране, так что прочной репутации применительно к русским дорогам не удалось заработать ни одному из них. Так что проводимые время от времени заезды прекрасно показывают лучшие качества каждой машины.




Грузовики Austin в СССР: что должен был знать водитель
Отдельно уточняется, что лучшее, что может дать автомобиль своему владельцу — это не повседневные поездки по городам, а практически неограниченные возможности туризма.
Полностью ознакомиться с журналом «Автомобильная жизнь и спорт» от 06 июня 1909 года вы можете на сайте Национальной электронной библиотеки.
«Автомобильный путешественник не представляет из себя живого груза, перевозимого на определённый пункт согласно маршрутам и тарифам, он свободное самоуправляющееся существо, пробегающее города, сёла, поля и леса, по собственной воле выбирая и дорогу и расписание своего движения», — напоминает автор.