Эксперт Канунников рассказал интересные факты об автомобиле «Ока»
Многие помнят микролитражку «Ока», выпускавшуюся с конца 1980-х годов на ВАЗе, СЕАЗе и даже КАМАЗе. Однако первоначально эта машина задумывалась совсем другой.
Советская мотоколяска С-3Д, поступившая в производство на Серпуховском заводе СМЗ в 1970 году, с самого начала вызывала массу нареканий. Машина имела примитивный кузов, слабый мотоциклетный двигатель, была неудобной в эксплуатации и часто ломалась. Неудивительно, что недовольны были не только потребители, но и сами производители, прекрасно осознававшие недостатки своей продукции.
В конце 1970-х именно СМЗ стал инициатором разработки принципиально нового микроавтомобиля. Однако на заводе понимали: без помощи «сверху» им не справиться. Поддержку удалось получить — лично от министра автомобильной промышленности СССР Виктора Полякова. К проекту подключился НАМИ, а его ведущим конструктором стал Владимир Миронов, сторонник переднеприводной компоновки.
Так родился проект НАМИ-0204 — переднеприводной автомобиль длиной 2950 мм, с двигателем воздушного охлаждения и вариаторной трансмиссией. Главная проблема заключалась в отсутствии подходящего двигателя. Мотоциклетные агрегаты уже не рассматривались, а отечественных альтернатив попросту не существовало.
Одним из предложений стало использование роторного двигателя мощностью 28 л.с., разработанного ВНИИмотопромом в Серпухове. В это время роторной темой занимались и в НАМИ, и на ВАЗе, но идея оказалась слишком фантастичной.
Более реалистичный вариант предусматривал использование силового агрегата от польского автомобиля FIAT 126P, выпускавшегося в ПНР (Польской Народной Республике). Этот микролитражный автомобиль по лицензии FIAT с 1972 года собирался в городе Бельско-Бяла. Он имел двухцилиндровый двигатель воздушного охлаждения объемом 0,6 литра и мощностью 23 л.с. — отличное решение для новой советской малолитражки.
FIAT 126 был конструктивно сбалансированным: полностью независимая подвеска, хотя передняя — на поперечной рессоре — досталась от предыдущих моделей. Производство автомобиля в Италии завершилось к 1980 году, однако его продолжали собирать в Польше, Югославии и Австрии.
Несколько польских автомобилей прошли испытания на полигоне НАМИ. Одну из машин оснастили отечественным ручным управлением — «Оку» изначально планировали как транспортное средство для людей с ограниченными возможностями.
Рассматривался даже вариант наладить в СССР выпуск «малухов» (так ласково называли FIAT 126 в Польше). Однако идея отпала из-за заднемоторной компоновки, которую советские специалисты во главе с Борисом Фиттерманом сочли устаревшей и неприемлемой.