На дорогах появится больше камер, отслеживающих использование телефона

На дорогах расширяется применение камер, которые фиксируют такие нарушения, как непристегнутый ремень и использование телефона за рулем. В большинстве случаев камеры пользуются для этого искусственным интеллектом. Правда, не всегда удачно. Поэтому вызывают массу споров. Что конкретно камеры считают использованием телефона?

На дорогах появится больше камер, отслеживающих использование телефона
© Российская Газета

Но начнем издалека. По данным статистики Госавтоинспекции, до 70% женщин и 55% мужчин признались, что как минимум один раз создавали аварийную ситуацию из-за разговора по телефону. И это только те, кто решился честно ответить на вопрос. На практике же цифры значительно выше, хотя любой здравомыслящий водитель осознает: отвлекаясь от дороги, он навлекает на себя и окружающих феноменальную угрозу. Автомобиль был и остается транспортным средством повышенной опасности, поэтому секундное отвлечение на экран может обернуться большой бедой. Особенно в условиях городского трафика или на трассах, где счет идет на доли секунды.

Использование телефона за рулем - неочевидная, но крайне распространенная причина ДТП, которую до сих пор недооценивают многие водители. Казалось бы, простая попытка ответить на звонок, но именно в эти секунды водитель теряет контроль над ситуацией на дороге. Увы, проблема смартфона и тысяч аварий в год международная и пока непобежденная. Бороться с ней стараются во всех без исключения странах, причем в некоторых весьма жёсткими методами.

Ученые уже выяснили: телефон отвлекает внимание гораздо сильнее, чем, например, попытка попить воды или перекусить за рулем. Более того, "возвращаясь к управлению автомобилем", водитель старается оперативно среагировать на изменившуюся за время его "отсутствия" ситуацию на дороге, совершая еще больше хаотичных, необдуманных и опасных действий. Кстати, постоянное переключение внимания с дороги на экран телефона и обратно заметно утомляет: водитель быстрее устает, скорость его реакции падает, так что на возникшую на проезжей части внештатную ситуацию среагировать он попросту не успевает. И там, где могло ничего не произойти, случается ДТП. Часто серьезное, с тяжелыми последствиями. Есть и менее очевидные итоги "экранного вождения": любители чатов и переписок едут медленнее потока, держа впереди огромную дистанцию и растягивая изматывающую "пробку". Вывод из всего перечисленного можно сделать всего один: либо телефон, либо управление автомобилем. Тандем невозможен!

Запрещать водителям использование телефона за рулем начали повсеместно в начале 2000-х. Тогда еще не было тотального увлечения соцсетями и мессенджерами, а практика по возвращению внимания автолюбителей на дорогу уже была введена во многих странах. В Германии, например, всё строго: запрещено пользоваться телефоном даже тогда, когда автомобиль стоит на месте, если заведен мотор. Аналогично в Англии. В США, традиционно, законы разнятся от штата к штату. Однако в подавляющем большинстве - полный запрет: можно использовать только гарнитуры и опцию "свободные руки". В Японии за переписку или общение по телефону можно получить не только внушительный штраф (до 16 тысяч рублей), но и реальное тюремное заключение. В Израиле, на Кипре и в Туркменистане решили не изобретать велосипед. Здесь закон прямо обязывает водителей держать обе руки на руле в момент движения: пить воду, есть или предаваться вредным привычкам просто нельзя.

У нас, конечно, всё лояльнее. Курить, пить воду или кофе, перекусывать за рулем - всё это не запрещено законом. Главное, чтобы водитель не нарушал ПДД и контролировал ситуацию на дороге. Более того, если автомобиль недвижим и припаркован, телефон можно использовать без ограничений. Но, как только автомобиль тронулся с места, всё меняется. Главное табу - использование телефона при движении. Держать устройство в руке или писать сообщения категорически запрещено. При этом пользоваться навигатором и громкой связью - пожалуйста. Основное условие: чтобы руки оставались свободными, а внимание было сконцентрировано на дороге.

Более того, автопроизводители сделали всё возможное, чтобы телефон водителю был просто не нужен: навигация выводится на экран мультимедийной системы, разговаривать можно с помощью hands free, а щелкать музыкальные треки - кнопками на руле. Причем все эти опции можно установить в любой автомобиль, независимо от возраста и комплектации транспортного средства: сенсорный экран, сродни Tesla, сегодня инсталлируется хоть в "Копейку", хоть в "Запорожец" - было бы желание. Уж слишком дорого стоит водителю взгляд на смартфон, иногда даже жизни.

Именно поэтому борьба с использованием смартфонов за рулем началась и на российских дорогах. В частности, в 2020-м году появились дорожные камеры, способные фиксировать подобное нарушение. Со временем комплексы фотовидеофиксации значительно усовершенствовали: и оптически, и программно новые камеры способны весьма точно определять смартфон в руке водителя. С начала года выявлено уже более 133 тысяч таких случаев. Признаюсь, попался и сам однажды: и проводок от зарядки, и сам телефон в руке на снимке читались настолько четко, что доказать, мол, шоколадку ел, невозможно. Даже на отправленной в "Госуслугах" фотографии можно различить не только сам телефон, но и определить его марку и модель. В результате - штраф в размере 1,5 тысячи рублей, и с тех пор я больше не использую телефон во время движения.

В Московской области только весной этого года дорожные камеры начали фиксировать использование телефонов водителями. Уже зафиксировано свыше 280 таких случаев. В регионе сейчас работают отечественные комплексы фотовидеофиксации "Азимут 4", 30 из которых уже блестяще справляются с новой задачей. Специалисту остается лишь убедиться, что телефон действительно был в руке, после чего сформировать штрафную квитанцию на 1,5 тысячи рублей - и приступить к следующей задаче.

Данные, полученные с дорожных камер региона, используют для дообучения системы и расширения возможностей "умных" камер. Они помогают собрать и накопить информацию, что в перспективе позволит максимально автоматизировать процесс. Система будет самостоятельно выявлять нарушителей, существенно снижая нагрузку на инспекторов ЦАФАП. А для водителей это значит меньше поводов для обжалования ошибочных штрафов.

"В настоящий момент начали фиксировать нарушения правил пользования телефоном во время управления транспортным средством. У нас порядка 30 комплексов работают на фиксацию данного нарушения. В перспективе количество комплексов будет кратно увеличено, и мы подойдем к цифре в 300+ комплексов. Комплексы находятся на территории Московской области. Это региональные и федеральные дороги. Там, где разговор по телефону действительно влияет на безопасность дорожного движения, где высокая скорость или много поворотов. Главная цель - снизить тяжесть последствий при ДТП", - рассказал замначальника Центра видеофиксации по Московской области Евгений Митяев.

Профессия вынуждает постоянно просматривать новостную ленту. И, к сожалению, в этой ленте ежедневно находятся заголовки о чудовищных авариях: снова жертвы, разбитые автомобили и пострадавшие. Позже, когда сотрудники ГАИ разбираются в причинах случившегося, во многих случаях звучит знакомое объяснение: нарушение правил дорожного движения. А если копнуть глубже, нередко причиной оказывается простой смартфон. И только участник движения (водитель, пешеход, велосипедист, самокатчик и "моноколесник") может сделать так, чтобы авария не возникла. И нужно для этого немного - просто не нарушать ПДД. Каждому из нас такая задача по плечу. Как и любой большой путь: начать стоит с одного шага, например отложить на время поездки смартфон.

Москва

В столице функционируют более 500 камер, фиксирующих непристегнутый ремень безопасности, более 500 камер, фиксирующих отсутствие шлемов у мотоциклистов, и 550 камер, фиксирующих использование телефона за рулем.

Данные с этих камер сначала обрабатывает нейронная сеть, обученная выявлять на кадрах руль, руки, мобильное устройство, ремень безопасности, боковую стойку машины и прочее. Специальный инфракрасный прожектор в камере обеспечивает подсветку салона, не ослепляя водителей. Матрица способна определять большой спектр цветов - она воспринимает даже минимальные различия в оттенках. Благодаря этому камеры "видят" ремни и телефоны в любое время суток и при любых погодных условиях. Искусственный интеллект выявляет признак нарушения по заданным алгоритмам и делает снимки в высоком разрешении.

После нейросети все фиксации проверяют сотрудники ЦОДД. Они следят за тем, чтобы камера корректно распознала номер автомобиля, марку, признак нарушения и т.д. При необходимости техники ЦОДД могут оставить пометку о том, что материал требует более тщательного рассмотрения инспектором. После этого фиксация уходит в Госавтоинспекцию, где и принимается решение о вынесении постановления о нарушении. Такая многоступенчатая система проверки позволяет избежать ошибочных штрафов.

Как отметили в ЦОДД, далее планируется увеличивать число камер, фиксирующих такие нарушения. Для этого будут расширять функционал существующих комплексов, которые сейчас выявляют другие составы нарушений.

Московская область

В Подмосковье распознавать "сложные" составы нарушений (непристегнутый ремень, разговор по телефону) способны 600 комплексов, однако 150 из них установлены на обзор заднего госномера, проще говоря, "работают в спину" - это нужно для контроля нарушений водителей мотоциклов (на мотоциклах госномер устанавливается только сзади). Таким образом, в Подмосковье на контроль таких составов на сегодняшний день работают 450 комплексов.

Для фиксации признаков такого нарушения, как использование телефона за рулем, применяются нейросетевые технологии. Алгоритмы подразумевают нахождение телефона в руке и у уха. Однако статья 12.36.1 КоАП РФ имеет формулировку "Пользование водителем во время движения транспортного средства телефоном, не оборудованным техническим устройством, позволяющим вести переговоры без использования рук". Таким образом, взять телефон в руку, чтобы сбросить звонок, де-юре может также считаться нарушением.

Ростов-на-Дону

В Ростовской области из 340 установленных на дорогах видеокомплексов всего 34 "ловят" нарушителей, разговаривающих по телефону за рулем или не пристегнутых ремнями безопасности. И все они расположены в Ростове.

Но "письма счастья" со штрафами приходят пока только водителям и их пассажирам, которые не пристегнулись. За нынешний год за такое правонарушение оштрафовано около 40 тысяч ростовчан. Любителей поговорить по мобильному еще не штрафуют. За нарушение закона их будут привлекать к ответу, как рассказали в областной дорожной инспекции, скорее всего, с июля. Потому что сейчас эта функция на камерах тестируется.

- Как только ее апробация закончится, водителей станут штрафовать. И не только тех, кто ездит по Ростову-на-Дону: аналогичные видеокомплексы установят на региональных и федеральных трассах, чтобы люди не отвлекались за рулем. Так и ДТП будет меньше, - рассказал о ближайших планах начальник отдела пропаганды безопасности дорожного движения управления Госавтоинспекции ГУ МВД России по Ростовской области, подполковник полиции Александр Мухин.

Тестовый режим необходим, чтобы исключить ошибки видеофиксации звонящих во время движения. Например, из 40263 постановлений полиции на непристегнутых водителей и пассажиров 3470, или чуть более восьми процентов, оказались ошибочными и были отменены.

- Это произошло в связи с погрешностью из-за погодных условий или плохой видимости, - объяснили в Госавтоинспекции.

Видеокомплексы пока "обучаются", нейросеть анализирует тысячи примеров, чтобы в будущем исключить ошибки при распознавании действий водителя.

Скоро на Дон поступит 14 новых комплексов видеофиксации дорожных нарушителей.

По данным на сентябрь 2023 года в городе было установлено 10 стационарных рубежей фотовидеофиксации, настроенных на фиксацию непристегнутого ремня безопасности. Всего же в то время работало на дорогах 1073 камеры. Более свежих данных у меня пока нет. "Это делается с помощью нейросети, которая определяет наличие или отсутствие ремня по контрольным точкам" - цитата пресс-службы администрации СПб.

Санкт-Петербург

В Северной столице установлено более полутора тысяч стационарных камер и около пятидесяти передвижных комплексов, которые следят за соблюдением правил дорожного движения. Они фиксируют девять типов нарушений правил дорожного движения, в том числе превышение скорости, движение по встречной полосе и другие. В 2024 году камеры зафиксировали более 8 миллионов нарушений ПДД. Это на 2 млн меньше, чем годом ранее. В 2024 году около 89% зафиксированных камерами нарушений приходилось на нарушения скоростного режима. Еще 5% нарушений - это проезд на запрещающий сигнал светофора, 2% - пересечение стоп-линии, 2% - нарушение правил пользования ремнями безопасности, по одному проценту приходится на такие нарушения, как движение по обочине, по выделенной полосе для маршрутных транспортных средств, и менее 1% - на поворот налево в нарушение дорожных знаков и разметки и движение грузовых транспортных средств далее второй полосы.

Первые десять камер, настроенных на фиксацию непристёгнутого ремня безопасности, были установлены в 2023 году, тогда они составляли всего 1% от общего числа камер.

Фиксация нарушения происходит при помощи нейросети, которая определяет наличие или отсутствие ремня по контрольным точкам.

Подготовил Владислав Краев, Санкт-Петербург