Lexus в гараже, квартира в Дубае: Мечты гаишников иногда сбываются
В Миассе (Челябинская область) 23 июня вынесли приговор бывшему инспектору ГАИ Сергею Журавлеву. Место службы он превратил в «доходную работенку», сумев на взятках насобирать денег на дорогостоящий Lexus (в уголовном деле 30 эпизодов). Может, конечно, что-то добавил из «трудовых доходов».
По данным следствия, взятки этот теперь уже бывший сотрудник Госавтоинспекции получал от тех, кто не мог сдать экзамен по вождению. Когда-то это было в России обычным делом – взятки за получение прав без экзаменов. Потом с такими взяточниками развернули борьбу. Спрашивается, каков результат?
Бывшего инспектора ГАИ по приговору суда Миасса посадили в колонию общего режима на 9 лет и оштрафовали на два миллионов рублей.
Однако кое-что в этом деле Журавлева все же не сходится. Так, по данным экспертов «Свободной Прессы» новый Lexus на взятки в указанных суммах (максимальная 70 тыс. рублей) купить невозможно. Достаточно перемножить 70 на 30 и посмотреть результат. Элитная иномарка точно стоит в разы дороже.
Кроме того, один водитель-скептик в беседе с «СП» поиронизировал по поводу таких выводов следствия: «Что, именно на эти деньги он купил Lexus? Прям купюры метили, которыми он рассчитался?».
Как бы то ни было, сообщения о том, что гаишники попадаются на крупных взятках встречаются все чаще. Несмотря вроде бы на отчаянную борьбу с оборотнями в погонах в системе МВД. Чего стоит дело «золотого гаишника» Кузнецова из Москвы, имевшего среди двух десятков квартир пять квартир в Дубае. Ну, и «по мелочи» более полутора сотен миллионов.
Многих мздоимцев ловят, конечно, а сколько - нет?
Корреспондент «Свободной Прессы» опросил нескольких уральских водителей, чтобы понять текущую ситуацию - как ведут себя за последние год-два сотрудники ГАИ. Вроде бы сейчас видеокамер много на дорогах, значит, роль инспекторов ГАИ должна уменьшиться и соответственно они должны намного реже брать (в идеале – совсем не брать!). Что же на самом деле? Мы помним, как глава МВД Колокольцев заявлял, что каленым железом будет выжигать оборотней в погонах. И оборотни на время вроде бы притихли. А теперь, получается, опять взялись за старое?
Однако некоторые водители в самом деле подтверждают, что проблемы былых масштабов нет. Директор дома культуры в одном из региональных центров УрФО рассказал «СП», что при езде по городу мало видит инспекторов ГАИ: «А если и останавливают по какому-то поводу, то мирно все объясняют и отпускают».
Уралец с водительским стажем более 30 лет (большой оптимист по жизни) тоже недоумевает: «Меня что 10 лет назад не трогали, что сейчас не трогают.
Останавливают очень редко: раз-два в год. Можно сказать, не напрягают. Штрафов за 2024 год у меня было всего два - по 500 рублей. За этот год тоже два штрафа. Но в одном случае я сам лох».
Иного мнения владелец челябинского экстрим-клуба «Быстрай» Алексей Быстрай:
- Задача инспекторов ГАИ – регулировать дорожное движение, выискивать узкие места, плохие участки дорог, обеспечивать безопасное движение.
«СП»: А на деле они чем занимаются?
- Все перевернуто. Фактически они собирают штрафы с водителей. Там же огромные деньги крутятся. Пример – работа эвакуаторов.
Места для инвалидов на автостоянках – это же ловушки. В одном месте увидел - 14 метров для них отведено! При этом никто не анализировал, сколько реально инвалидов ездит за рулем в городе.
Как правило эти места на стоянках пустуют. При этом большой знак, обозначающий места для инвалидов, поменяли на малозаметный. Получается, организовали кормушку. Никто даже не определяет, нужна эвакуация машины или нет. Это просто отлаженный бизнес на штрафах.
ГАИ не ставит целью облегчить жизнь водителей. Я же говорю, эффективность инспектора ГАИ оценивают по количеству штрафов, которые он оформил.
«СП»: Что же делать?
- В развитых странах за дорогами следит жандармерия. И там вовсе не обязательно в случае нарушения эвакуировать машину.
Если автомобиль не представляет опасности, можно записать номер машины и выписать штраф водителю за парковку в неправильном месте. Другое дело, если машина создает препятствие для движения, тогда логично эвакуировать ее.
У нас же все против людей. Челябинск – не исключение.
Предприниматель, который активно занимается внешнеэкономической деятельностью, в беседе с «СП» заметил:
- Со взятками я не сталкивался. Штрафы отдельные прилетали. Но в целом нет проблемы. У меня же корки!
«СП»: Какие именно?
- Помощника депутата Госдумы.
А вот координатор Объединения перевозчиков России по Свердловской области Максим Фокин в беседе с «СП» признал, что проблема взяток на дорогах остается актуальной:
- Ничего не изменилось: как брали, так и берут. И заносят выше, вся система на этом построена. Но в каждом регионе немного по-разному, южные регионы России более коррумпированные.
Я и наша организация против взяток в принципе. Но когда всё выстроено так, что людям проще заплатить чиновнику, и облегчить себе жизнь, то трудно это изменить. Это остаётся на совести каждого из нас. Пока мы их кормим взятками, их аппетиты не иссякнут.
Водитель с 30-летним стажем рассказал об одной из схем, как дают взятки за сдачу на права. Вряд ли она является откровением как для самих сотрудников ГАИ, так и структур собственной безопасности МВД, призванной бороться с коррупцией в ведомстве.
- Обращаешься к гаишнику с просьбой. Вопрос решаемый. Но он, гаишник, денег у тебя сам никогда не возьмет. Даже если ты его лучший друг. Он направит тебя к конкретному инструктору из автошколы.
Инструктор за 50 рублей пару-тройку раз проедет с тобой на той машине, на которой ты будешь сдавать, по тому маршруту, который ты будешь сдавать. Расскажет тебе все нюансы. Потом тебе говорят, на какой день и на какое время надо записаться на сдачу на права. Всё.
Другие материалы Уральского Федерального округа читайте в разделе СП-Урал