Lada и «китайцы» в лидерах: что покупают россияне на фоне геополитических перемен

Взлет отечественных моделей Лидерство российского бренда Lada в 2024–2025 годах не вызывает сомнений. Согласно данным одной лизинговых компаний, марка удерживает прочные позиции, реализовав в 2024 году более 436 тысяч автомобилей. Основная доля приходится на Lada Granta – 203 400 проданных единиц, что на 3 % больше, чем годом ранее. Вторая по популярности – Lada Vesta с приростом продаж в 199 % – с 41 400 до 123 700 автомобилей. «Lada остается самой доступной маркой на рынке. Цена от 750 тысяч рублей за Granta делает ее привлекательной для широкого круга покупателей. Плюс – простота в обслуживании, наличие запчастей и государственная поддержка», – объясняет коммерческий директор компании Ольга Кириллова. Директор по стратегическим коммуникациям Павел Ларин добавляет: «У каждого покупателя есть уверенность, что завод будет работать и в будущем. Lada – это стабильность. В то время как китайские производители часто меняют модельный ряд, что затрудняет ремонт и обслуживание». Государственные программы субсидий, по словам руководителя управления автокредитования одной из компаний Анны Косоговой также активно подстегивают спрос. «Покупатели могут получить скидку от 10 до 40 % от стоимости авто, если участвуют в льготных программах. Это делает Lada крайне выгодной покупкой», – отметила Косогова. Китайский десант: как Haval, Chery и Geely вытеснили Европу На смену европейским маркам на российском рынке пришли китайские производители – и быстро заняли освободившиеся позиции. По данным экспертов, бренды Haval, Chery и Geely в совокупности продают почти столько же, сколько один АвтоВАЗ. Haval уверенно занимает второе место в общем зачете с продажами 190 624 автомобилей, а Chery – третье, реализовав 157 040 единиц. Среди моделей особой популярностью пользуются кроссоверы: Haval Jolion, Chery Tiggo 7 Pro Max, Geely Monjaro и Changan Uni-S. «Китайские модели не уступают ушедшим европейским брендам, а иногда даже превосходят их по техническому оснащению. Они предлагают инновации, мультимедиа, современные системы помощи водителю – и все это по разумной цене», – подчеркивает автоэксперт Юлия Кравчук. Локализация производства и развитие сервисной инфраструктуры сыграли важную роль в популяризации китайских марок. «Haval Jolion и Chery Tiggo стали настоящими бестселлерами. В некоторых регионах их доля на рынке достигает 60 %», – отмечает доцент кафедры Президентской академии в Санкт-Петербурге Дарья Щербакова. Однако Павел Ларин предупреждает, что столь стремительный рост может быть временным. «Есть мнение, что некоторые китайские бренды сократят модельный ряд или уйдут с рынка уже в этом году. Это вызвано трудностями с логистикой и послепродажным обслуживанием», – говорит эксперт. Рост интереса к кроссоверам и внедорожникам Один из главных трендов последних лет – уверенный рост сегмента кроссоверов и SUV. Россияне все чаще отдают предпочтение автомобилям с высоким клиренсом, универсальностью и вместительным салоном. «Потребителей привлекают повышенная проходимость, высокая посадка и функциональность. Особенно востребованы такие модели, как Lada Niva Legend, Niva Travel, Haval F7x, Geely Coolray и OMODA C5», – говорит генеральный директор диоерского центра Ирина Франк. Этот тренд особенно актуален для регионов с плохими дорогами и сложными климатическими условиями. В таких условиях выбор часто делается в пользу автомобиля, способного справиться с бездорожьем и непогодой. Lada Niva, несмотря на свой возраст, сохраняет актуальность именно благодаря этой универсальности. «Внедорожники просты в обслуживании, и их можно ремонтировать даже в отдаленных районах. Это тоже плюс для тех, кто живет вне крупных городов», – добавляет Кириллова. Вторичный рынок: стабильность и проверенные бренды Несмотря на рост продаж новых автомобилей, вторичный рынок сохраняет высокую значимость для россиян. Санкции на поставки поддержанных машин из Японии и Европы, а также рост утильсбора, сделали вторичку менее доступной, но она остается востребованной. По словам Дарьи Щербаковой, среди подержанных авто по-прежнему популярны Kia Rio, Hyundai Solaris, Toyota Corolla, Volkswagen Polo и Skoda Octavia. «Люди ищут проверенные временем модели с доступной стоимостью владения и широким выбором запчастей. Эти авто нередко покупают для ежедневного использования или как «вторую машину в семью», – говорит эксперт. Одновременно все больше россиян склоняются к покупке новых, но доступных автомобилей. Привлекательная цена на модели Lada или китайские аналоги делает их логичной альтернативой «вторичке». Электромобили: рост интереса при низкой доле рынка Хотя доля электрокаров в России пока невелика (всего 1,1 % от всех продаж в 2024 году), эксперты отмечают устойчивый рост интереса к этому сегменту. По словам Юлии Кравчук, среди электромобилей россияне все чаще выбирают китайские Zeekr, Voyah, Evolute, а также Tesla и Nissan Leaf с пробегом. Главные причины – налоговые льготы, снижение затрат на топливо и развитие зарядной инфраструктуры, особенно в крупных городах. Тем не менее, как уточняет Дарья Щербакова, с начала 2025 года наблюдается снижение продаж электрокаров на 63 % по сравнению с прошлым годом. Это связано с ограниченным предложением и отсутствием стабильных поставок. «Инфраструктура еще в зачаточном состоянии. Только Москва, Петербург и Казань демонстрируют более-менее приемлемый уровень зарядных станций. А в регионах это по-прежнему экзотика», – отмечает эксперт. Региональные особенности Если в целом по России доминируют практичные и доступные авто, то Санкт-Петербург демонстрирует более утонченный подход. «Здесь важен имидж. Популярны дизайнерские модели – от OMODA до MINI Cooper. Также в топе китайские премиальные бренды вроде EXEED RX. Петербуржцы любят стиль, комфорт и современные технологии», – говорит Дарья Щербакова. Плюс активно развивающаяся сеть электрозарядок делает город благоприятным для электромобилей. Это подтверждается растущими продажами Tesla Model 3, Evolute i-Joy и других «зеленых» машин. Чего ждать от рынка в 2025 году По мнению большинства экспертов, в 2025 году рынок стабилизируется, но возможен умеренный спад продаж после резкого роста последних двух лет. Тем не менее лидеры останутся прежними. «Lada будет держать планку. Китайцы – развиваться и конкурировать друг с другом. Электрокары – медленно, но расти. А покупатели продолжат выбирать между бюджетом и технологиями», – подытоживает Щербакова. Фото: ФедералПресс / Елена Майорова

Lada и «китайцы» в лидерах: что покупают россияне на фоне геополитических перемен
© РИА "ФедералПресс"