Премиальные гибриды Lixiang китайского производства начали блокироваться в России
Обновлено в 14:33
У премиум-гибридов Lixiang начались проблемы в России. Дилеры заявляют об их блокировке. Речь идет о машинах, поставленных в Россию по неофициальным каналам. При обновлении системы такой Lixiang превращается в «кирпич». Это касается машин, выпущенных в мае этого года. После того как установлена сим-карта, при попытке обновить прошивку до версии 7.4 в момент завершения обновления все блоки, кроме лидара, перестают выходить на связь.
Дилер утверждает, что в этой версии программного обеспечения предусмотрена функция для борьбы с серым импортом. Обещают в скором времени найти решение, но пока владельцам Lixiang советуют забыть про обновление, даже если оно скачано и готово к установке. Комментирует автоэксперт Артем Бобцов:
— На сегодняшний день известно, что автомобили были заблокированы по-разному. Где-то есть полная блокировка всей мультимедиа, работает только лидар, а где-то, как только удалилась прошивка, которую накатывали сверху китайской с русификацией, откатилась прошивка обратно на английскую версию. Очевидно, что у китайцев очень много разных вариантов софта, разных версий ПО, они реагируют все на блокировки тоже по-разному, но ограничения в любом случае коснулись всех.
— В худшем случае машина действительно превратилась в «кирпич», ее невозможно завести, на ней невозможно ехать?
— Дело в том, что все управление идет через экран, если экран не горит, то вы даже, если она у вас как-то поедет, не сможете ей нормально пользоваться, потому что вы не сможете даже кондиционер включить, не говоря про все остальные опции. И поэтому эта машина действительно даже и не едет, где, видимо, прошивка была завязана на основной мультимедийный экран, где-то машина лишилась 90% функций, потому что все завязано на единый центр управления на экране.
— Как быть?
— Автопроизводитель сделал первый шаг в такой блокировке, сейчас в срочном порядке все сервисные центры ищут варианты обхода этих блокировок, переподключения машин. Идет глубокая айтишная работа, по сути, такая же, как при заражении новыми видами компьютерных вирусов, когда срочно ищут решение и его находят. Вопрос только когда? Самый главный здесь момент, наверное, в том, что оно началось, а это значит, что легкой жизнь у владельцев ввезенных параллельным путем автомобилей не будет. Та же самая история, например, сейчас происходит с автомобилями Rox, которые перекупщики активно везут из Китая по цене на 20-25% ниже, чем официальные автомобили. Но российский официальный дистрибьютер, а он есть, как и у автомобиля Lixiang, имеет все возможности надавить на штаб-квартиру в Китае, чтобы они заблокировали машины, которые везутся по параллельным каналам. Чтобы не мешали бизнесу официального импортера и не везли в таком объеме серые параллельные машины, чтобы машины продавались исключительно официально и на гарантии.
— Сколько стоит такая нелегальная прошивка?
— Очень разнятся цены. Например, полностью перепрошить ввезенный в Россию автомобиль Zeekr стоит около 500 тысяч рублей. Полностью перепрошить автомобили Tesla стоит от 500 тысяч до 700 тысяч рублей. По автомобилям Lixiang цены чуть ниже, потому что машин много, и много компаний, которые эти услуги перепрошивки предоставляют, но это может стоить около 300-400 тысяч рублей.
Месяц назад Sinomach Auto, осуществляющий официальные поставки автомобилей Lixiang на российский рынок, пригрозил блокировкой ввезенным всерую машинам. Однако тогда представитель компании заявил, что окончательно решение еще не принято, а эксперты были уверены, что это просто не получится сделать.
Сегодня в концерне Бизнес ФМ сказали, что с их стороны никаких блокировок не осуществлялось. Говорит официальный представитель Sinomach Auto Лев Лазарев:
— Это не связано с Sinomach, наши машины заблокированы не будут. Это связано с тем, как устанавливал эти обновления на серую машину серый дилер. Мы, наоборот, ввели акцию о том, что мы готовы русифицировать все мастер-аккаунты, их легализовать, перевести на личный мастер-аккаунт все серые автомобили. Потому что мы называем вообще Li Auto звездой серого импорта, параллельного импорта.
— То есть вы готовы обелять их.
— Мы же запустили акцию, она как раз с 23 по 30 июня будет бесплатной, можно перевести мастер-аккаунт с временного китайского пользователя, как это было по схеме серого импорта, на личный мастер-аккаунт.
— А как быть с тем, что месяц назад Sinomach грозил, что ввезенные серые автомобили могут дистанционно заблокироваться, ровно то, что сейчас и происходит как раз?
— Это была обсуждаемая мера, потом все взвесили, поняли, что машины блокировать никто не будет, потому что семья Li Auto очень большая, блокировать машины будет очень неправильно по отношению к российскому потребителю. С нашей стороны принимаем меры, наоборот, допустить ко всем высоким стандартам Li Auto пользователей, которые приобрели машины, поверили в бренд раньше, чем он официально появился.
— Что делать тем, у кого заблокировалось? Идти в представительство Sinomach и перепрошивать и обеляться?
— Не в представительство, а к сертифицированным дилерам, они есть на официальном сайте. И они получат все гарантии и всю поддержку и с нашей стороны, и со стороны Li Auto.
— Это бесплатно?
— Сейчас консультация точно бесплатно.
— Превращение перепрошивки в официальную примерно сколько стоит?
— В Москве будет составлять примерно 16 тысяч рублей, в регионах 12 тысяч рублей. Цена у дилеров может варьироваться, где-то меньше, где-то больше, надо уже у них уточнять.
Радиостанция обратилась к владелице автосалона «Лиса рулит», автору одноименного блога Елене Лисовской. У нее в салоне два десятка автомобилей Lixiang, и все недавно были обновлены. По просьбе Бизнес ФМ она обратилась и к владельцам, и к поставщикам китайской марки:
Елена Лисовская владелица автосалона «Лиса рулит» «Мы все сейчас их обновили на 7.4, у нас нет никаких проблем. Я понимаю, о чем речь идет, то есть это очередной вброс от тех, кто зовет себя дилерами, которых на самом деле не существует в РФ. То есть то, что ввозит сейчас компания Sinomach, — это никоим образом не дилерские поставки. Когда с ОТТС придет компания Lixiang к нам на рынок, тогда будем говорить о дилерствах. Пока никаких дилерств у нас не существует. Но им же нужно как-то продавать машины на миллион дороже, соответственно, они делают вбросы на рынке. Что реально есть? В мае был рестайлинг, не был глубоким, но кое-что по опционалу поменялось. У этих машин, причем в Казахстане, в России их еще нет ни единой, у этих машин на прошивке 7.4 произошли какие-то проблемы. Только у майских рестайлинговых машин выскакивает ошибка, и машина становится «кирпичом». То, что пишут, что у всех машин, которые обновляются до версии 7.4, отключается часть опционала — это полная чушь. Мы сейчас прозвонили владельцев, которые у нас покупали, часть уже обновилась, нет проблем. Владельцам могу сказать: не переживайте, обновляйтесь, ничего не кирпичится, опции не пропадают — это очередной фейк, вброс и нечестная борьба за место под солнцем».
В России Lixiang стоят дорого, но все равно популярны. Так L6 pro, ввезенный по параллельному импорту, обойдется почти в 5 млн рублей, а флагманский L9 — более чем в 7 млн рублей. В прошлом году в страну ввезли более 23 тысяч Lixiang. И все через параллельный импорт.