Вторичка меняет географию: южные регионы усиливают позиции на фоне спада в столице
Вторичка меняет географию: южные регионы усиливают позиции на фоне спада в столице Рынок легковых автомобилей с пробегом в России демонстрирует умеренное снижение на фоне общей рыночной турбулентности. В мае 2025 года, согласно данным «Автостат Инфо», объем продаж подержанных машин составил 511 587 единиц, что на 4% ниже аналогичного показателя прошлого года (530 817 ед.). Относительно апреля рынок также просел на 4%, что прервало восходящий тренд, наблюдавшийся в течение весенних месяцев. В накопленном итоге с января по май объем реализации достиг 2 372 869 автомобилей, уступая результату аналогичного периода 2024 года на 3% (2 453 203 ед.). На региональном уровне динамика продаж в мае 2025 года оказалась неоднородной. Лидером по объему реализации осталась Москва, где было продано 30 166 автомобилей с пробегом — на 5% меньше, чем в мае 2024 года (31 736 ед.). Второе место занял Краснодарский край с 25 850 проданными машинами, что на 2% больше, чем годом ранее. В Московской области также зафиксирован прирост — 25 716 ед., рост на 1%. На фоне общего снижения эти два региона выделяются как устойчивые по спросу. Заметное снижение показали Ростовская область (–6%, 14 617 ед. против 15 538 ед. в мае 2024 года), Татарстан (–5%), Свердловская область (–7%), Санкт-Петербург (–4%) и Башкортостан (–4%). Противоположную динамику продемонстрировали Дагестан (+7%, с 12 809 до 13 733 ед.), Челябинская область (+3%), Ставропольский край (+2%) и Новосибирская область (+1%). В остальных регионах из топ-15, включая Красноярский край (–4%), Самарскую область (–6%) и Приморский край (нулевая динамика), спрос остался либо стабильным, либо незначительно снизился. Но несмотря на общее снижение объема рынка автомобилей с пробегом на федеральном уровне, в ряде регионов сохраняется положительная или нейтральная динамика, что указывает на устойчивый потребительский интерес. Восстановление или укрепление спроса в таких субъектах, как Краснодарский край, Дагестан и Московская область, может стать индикатором будущего разворота тренда. Однако ключевым фактором останется макроэкономическая стабильность и доступность финансирования сделок на вторичном рынке. На фоне снижения абсолютных объемов продаж на рынке легковых автомобилей с пробегом, перераспределение долей региональных рынков в совокупной структуре также демонстрирует интересные сдвиги. В мае 2025 года крупнейшими региональными рынками остались Москва (5,9% от общего объема), Московская область (5%), Краснодарский край (5,1%), а также Ростовская область и Татарстан (по 2,9%). Несмотря на то, что Москва сохранила лидерство, ее доля в общем объеме продаж по стране снизилась — с 6% в мае 2024 года до 5,9% в мае 2025-го, в силу более заметного падения продаж по сравнению со среднероссийским уровнем. Аналогичная тенденция наблюдается в Татарстане и Свердловской области — в этих регионах снижение продаж шло быстрее, чем в среднем по стране, и доля рынка сократилась на 0,1–0,2 п.п. В то же время доля Краснодарского края незначительно выросла — с 4,8% до 5,1%, за счёт положительной динамики в абсолютных значениях. Также укрепились позиции Дагестана, доля которого выросла с 2,4% до 2,7%, и Челябинской области — с 2,3% до 2,4%. Это говорит о том, что при общем спаде некоторые регионы не только сохранили спрос, но и усилили свое присутствие в рыночной структуре. По итогам января-мая 2025 года распределение долей в общем объеме продаж во многом повторяет ситуацию в мае. Москва сформировала 6,2% от всех продаж автомобилей с пробегом в стране, против 6,4% годом ранее. Московская область занимает 5,1% (против 5,4% в 2024 году), Краснодарский край — 5,2% (было 4,9%). Доля Ростовской области сократилась на 0,2 п.п., до 2,9%, в то время как доля Дагестана выросла с 2,6% до 2,9%. Таким образом, даже при сравнительно стабильной структуре рынка прослеживаются важные сдвиги: растущее значение южных и кавказских регионов на фоне относительного снижения доли крупных агломераций, прежде всего Москвы и Подмосковья. Это может быть связано как с насыщенностью центрального рынка, так и с ростом локального спроса в развивающихся субъектах.