Что такое IceGrip и как распознать настоящую зимнюю шину для льда
Когда речь заходит о зимних шинах, большинство водителей ориентируются на известный «снежинку в горе» — символ 3PMSF. Он действительно говорит о пригодности резины для холодного климата, но не даёт полной картины. Особенно если вы живёте в регионе, где зима это не просто мороз, а лёд, обледеневшие перекрёстки, каток на трассе и ползущие в горку автомобили.
Вот здесь и появляется другой, более специфичный стандарт IceGrip. Эта маркировка пока не так знакома широкой аудитории, но именно она помогает понять, подходит ли шина для эксплуатации на настоящем льду, а не просто на холодном асфальте или снегу.
Магазин Autoshini.RU уже рассказывал о данном стандарте в материале https://autoshini.ru/articles/130-tyres-info/11471-chto-takoe-ice-grip, но мы решили раскрыть его более детально.
Что такое IceGrip?
IceGrip — это дополнительная маркировка, которая обозначает, что резина имеет улучшенные характеристики сцепления на льду. Чаще всего этот знак можно встретить на фрикционных моделях арктического типа или некоторых шипованных моделях.
IceGrip не является заменой 3PMSF, а скорее его дополнением, уточняющим: «автошины уверенно работает именно на льду». Причём речь не о субъективной оценке или маркетинге, а о прохождении стандартизированных тестов на сцепление автошины с ледяной поверхностью.
Маркировка актуальна для регионов, где зима действительно суровая, например в Скандинавии, России, Канаде.
Когда ввели стандарт в обиход?
Маркировка IceGrip впервые начала использоваться в официальных документах Европейского Союза с мая 2021 года, в рамках обновления регламента по маркировке шин (EU Tyre Labelling Regulation 2020/740). Новая система ввела дополнительную возможность указывать свойства резины в условиях экстремальной зимней эксплуатации и именно тогда появился IceGrip как часть новой этикетки.
Важно понимать, маркировка добровольная, но признана официально. Производители зимних колес могут использовать её, если пройдено соответствующее тестирование. Это способ подчеркнуть, что клиенту доступна не просто зимняя шина, коих сейчас довольно много, детальнее https://autoshini.ru/winter-tyres, а модель, ориентированная именно на сцепление с обледенелыми дорогами.
Как проходит тестирование для получения маркировки IceGrip
Процесс получения маркировки IceGrip это чётко регламентированное испытание, направленное на оценку сцепления шин со льдом. Несмотря на техническую строгость, процедура достаточно прозрачная и стандартизированная.
Подготовка ледяной площадки
Тесты проводятся на специальной ледяной трассе, идеально ровной, отполированной поверхности, которая заранее покрывается тонким слоем воды. Этот слой создаётся минимум за час до начала испытаний, чтобы обеспечить максимально реалистичные условия. Подобный подход позволяет воспроизвести условия настоящей ледяной дороги.
Эталонные показатели и условия
Для сравнения результатов используются шины размером 225/60 R16 97S, которые служат своеобразным эталоном. Эта норма зафиксирована в международном документе ASTM F2493.
Испытания проходят при строго заданных температурных условиях: температура воздуха должна быть в диапазоне от –15 до +4 °C, а температура льда — от –15 до –5 °C. Нежелательны ветер, прямые солнечные лучи и любые осадки, так как они могут исказить результаты.
Технические требования к автомобилю и шинам
Тестовый автомобиль это легковушка, оборудованная современной системой ABS. Для испытаний нельзя добавлять дополнительную нагрузку на оси, однако допускается использование специальных переходников и расширителей шириной до 6 см, если колеса нестандартного размера.
Каждая резина перед тестом проходит обязательный обкаточный пробег не менее 100 км по сухому и чистому асфальту, чтобы исключить влияние начального износа или загрязнений. Перед замером колёса тщательно очищают от снега, грязи и прочих посторонних веществ.
Процедура измерений
Основное испытание это замер тормозного пути и сцепления на льду при скорости от 19 до 24 км/ч. Для надёжности проводят минимум девять заездов.
Чтобы минимизировать случайные отклонения, из полученных результатов исключают самые высокие и самые низкие показатели. Итоговый результат формируется на основе оставшихся данных, что обеспечивает объективность и точность оценки.
Важно: тестируют именно фрикционные нешипованные зимние шины, у которых основная работа происходит за счёт ламелей и состава резины. Шипованные автошины не тестируются на полигонах, они изначально считаются «ледовыми».
Химический состав как основа IceGrip
Основу успеха колес с маркировкой IceGrip составляет не только рисунок протектора и количество ламелей, но прежде всего уникальная резиновая смесь, специально созданная для экстремальных зимних условий.
В отличие от обычной зимней резины, которая работает при умеренных минусах, смеси для IceGrip остаются эластичными и мягкими даже при очень низких температурах до –30 °C и ниже. Это достигается за счёт добавления особых полимеров и смол, которые помогают резине сохранять гибкость и «цепляться» за мельчайшие неровности льда.
Что обозначает знак на практике?
IceGrip — это гарантия того, что производитель не просто заявил зимние свойства, а подтвердил способность автошины работать именно на льду. Это особенно важно в регионах с обилием замёрзших участков, когда скользкая дорога не исключение, а ежедневная реальность. Наличие знака говорит о:
правильно подобранной резиновой смеси, сохраняющей мягкость при экстремальном холоде большом количестве ламелей с агрессивной геометрией уверенном поведении на стекловидной поверхности пригодности для эксплуатации без шипов в самых сложных условиях.
Для автомобилиста IceGrip это не маркетинг, а реальный ориентир при выборе фрикционной резины для северной зимы. Особенно если вы не хотите использовать шипы, но при этом ездите по дорогам, где часто бывает лёд.
Кто и когда начал маркировать шин Ice Grip
Уже в осеннем сезоне 2022 года компания Nokian Tyres первой вывела на рынок Северной Америки зимние модели Hakkapeliitta R5 (фрикционная) и Hakkapeliitta 10 (шипованная), снабжённые фирменным логотипом Ice Grip прямо на боковине.
Nokian участвовал в разработке стандарта Ice Grip в рамках ISO и ЕЭК ООН, а потому смело добавил этот знак, не только на этикетку, но и прямо на шину.
Другие бренды
После 2022–2023 годов появление Ice Grip на боковине стало встречаться чаще, особенно у премиальных европейских брендов . Точная дата внедрения у каждого производителя разная, всё зависит от сроков получения сертификации по ISO 19447 и тестов ICE (помните, требование вступило в силу с мая 2021)
Итог
IceGrip это не просто значок, это новая ступень в маркировке зимних колес, которая помогает отличить действительно ледостойкие модели от универсальных. Для южных регионов этот стандарт может быть и не так актуален, но для Сибири и других «холодных» регионов, это важный показатель при выборе.