Продажи билетов на культурные мероприятия выросли на 41%

Обновлено 11 июля в 9:50

Продажи билетов на культурные мероприятия выросли на 41%
© BFM.RU

В первом полугодии 2025 года билеты на культурные мероприятия купили 13 млн россиян. Это на 41% больше, чем за тот же период прошлого года. Это следует из данных «Яндекс Афиша». Чаще всего покупали билеты на концерты и спортивные мероприятия.

Средний чек заказа (из одного и более билетов) на сервисе «Яндекс Афиша» превысил 4 тысячи рублей. Стремительнее всего выросла средняя цена на выставки — более чем на 50% — и достигла почти 2 тысяч рублей.

Радиостанция Бизнес ФМ попросила оценить эту статистику искусствоведа, автора телеграм-канала «Блог директора» Елизавету Лихачеву. Она говорит, что данные статистики «Яндекса» сильно отличаются от ее собственных наблюдений:

— Я не вижу сильно возросшей посещаемости выставок. Это же в залах видно, я хожу на выставки, и в залах этого не видно. Была популярная выставка в Эрмитаже, посвященная Снейдерсу, была популярная выставка Брюллова в Русском музее — в ее рекламную поддержку были вложены значительные средства. Но в целом в музеях я бы не сказала, что народу сильно увеличилось. Плюс появился феномен — из Европы к нам пришел, он там довольно давно существует — это выставки типа Балабанова или Цоя, или сказок, или «Король и Шут», и еще масса всего. То есть это выставка, которая показывает подлинные предметы, но там очень сложная дорогая застройка, там много мультимедиа, она носит развлекательно-познавательный характер. Такие выставки новые, и на них пошла та публика, которая обычно в музеи не ходит. Произошло некоторое расширение аудитории за счет этих новых людей. Но художественные выставки это немного другой жанр. Этот жанр требует большей подготовленности от человека и организованного восприятия. У художественных выставок есть свой потребитель, своя публика, и я не могу сказать, что эта публика значительно увеличилась. Тот факт, что у

«

Яндекса

»

выросли продажи, значит, что у них хорошо работает отдел продаж, который предлагает организациям продавать билеты через «Яндекс». Говорить о том, что это массовое явление, нельзя, нужна подробная аналитика, ее, к сожалению, нет.

— По вашим оценкам, рост стоимости на билеты останавливает некоторых людей?

— Не знаю. Музеи стараются искать какие-то деньги, способы поддержки, чтобы не повышать цены на билеты регулярно, но каждый год они повышаются.

Единственный сегмент, в котором цены на билеты практически не изменились, — стендап. Средний чек вырос всего на 5%. Однако интерес к выступлениям комиков увеличился в 1,5 раза. В «Яндекс Афиша» это объяснили сокращением числа мероприятий и артистов, выступающих офлайн. Комментирует основатель информационного агентства Intermedia Евгений Сафронов:

Евгений Сафронов основатель информационного агентства Intermedia «Зрелищные мероприятия испокон веков — это время, в ходе которого люди интенсивно вовлечены в образные коммуникации. Здесь самое главное — образы, которые в большинстве сценических жанров создаются музыкой, декорациями, движением, костюмами, сценарием, эротикой, в конце концов. Все это есть в большинстве жанров, но не в стендапе или художественном слове, где есть только самое главное — образ личности. Привлекательность такого образа связана в первую очередь с масштабом, яркостью этой личности. Сейчас в сценическом стендапе у нас нет ярко выраженного лидера, нет звезды стендапа. Яркие личности есть, конечно, но они в основном на телевидении заняты, редко выступают. Постоянно выступающие стендаперы в афишных мероприятиях — это в основном огромное количество людей, которые, в общем, не учились нигде профессионально, а ведь это очень специфическая профессия, во многом близка к профессии актера, мастера художественного слова, и она требует образования и навыков. Такие артисты у нас есть и были всегда, но их просто не хватает: сейчас бум стендапа, и в этот жанр ринулось множество желающих попробовать себя и подзаработать. В связи с этим — невысокая стоимость билета, потому что кто же пойдет за высокую цену на человека, который еще пока не имеет имени. Билеты продаются, количество зрителей в 1,5 раза больше, а стоимость не растет, потому что пока нет лидеров, на которых можно было бы продавать билеты втридорога, а ведь именно на такой возможности и строится шоу-бизнес».

По словам Евгения Сафронова, зрелищная отрасль не доросла до упорядочивания и аналитики. Билетные компании могут неточно определять те или иные виды индустрии развлечений, просто потому что для них пока нет точных официальных определений.