Японские машины под давлением: как налоги и пошлины удорожают импорт в Россию
Растаможка: что входит в конечную стоимость Как объясняет профессор кафедры экономической безопасности и управления рисками Финансового университета при Правительстве РФ, доктор экономических наук Надежда Капустина, цена растаможки автомобиля из Японии для физических лиц формируется из нескольких обязательных платежей: таможенный сбор, утилизационный сбор и единая ставка таможенных пошлин и налогов. Также необходимо учитывать расходы, связанные с обязательной установкой системы ГЛОНАСС. «Пожалуй, наиболее ощутимым компонентом становится единая ставка таможенных пошлин и налогов, которая формируется в зависимости от возраста автомобиля, объема двигателя и стоимости, согласно таблице, утвержденной Решением ЕЭК № 107 от 20 декабря 2017 года», – отметила Капустина. Для юридических лиц, ввозящих авто с целью последующей перепродажи, наибольшую долю затрат составляет НДС, который начисляется на таможенную стоимость с учетом уплаченной пошлины. Таким образом, создается эффект «налога на налог», что дополнительно увеличивает финальную стоимость авто для конечного потребителя. Утилизационный сбор: фактор, который будет только расти Утилизационный сбор вызывает все больше вопросов как у потребителей, так и у участников рынка. По словам доцента кафедры управления транспортными комплексами ГУУ Артема Меренкова, этот сбор, являющийся обязательным платежом, подлежит плановой индексации до 2030 года. «Если автомобиль выпущен после 2020 года, вы платите всего 5200 рублей вместо стандартной суммы, которая может достигать десятков тысяч. Но только при условии, что авто оформляется на физическое лицо и не продается в течение года», – отмечает Меренков. Особую тревогу вызывает недавнее заявление министра промышленности и торговли Антона Алиханова. Как сообщил глава ведомства, обсуждается возможность введения повышенного утильсбора на автомобили мощностью от 160 л. с., ввозимые физлицами: «Мы будем распространять на них тоже утилизационный сбор. Это позволит получить дополнительные источники доходов для дофинансирования льготных программ в автопроме», – отметил Алиханов. Ожидается, что таким образом бюджет может получить от 40 до 60 млрд рублей в год. Это значит, что физическим лицам стоит готовиться к серьезному росту издержек при ввозе мощных автомобилей. Таможенные барьеры: НДС, акциз и оформление Как указывает представитель транспортного холдинга Юлия Кравчук, при импорте японских автомобилей на сегодняшний день действует пять обязательных платежей, среди которых таможенная пошлина – самый затратный элемент. Для новых автомобилей (до трех лет) она может достигать 48–58 % от таможенной стоимости, причем ставка зависит от объема двигателя. Акциз применяется к авто мощностью свыше 90 л.с., а для машин с двигателями более трех литров – он еще выше. Для юридических лиц дополнительной нагрузкой становится сертификация, оформление документов, электронный паспорт транспортного средства (ЭПТС) и, конечно, НДС в 20 %. Вся совокупность сборов, по словам Кравчук, может превышать первоначальную стоимость автомобиля, особенно при коммерческом ввозе, что делает японские машины практически недоступными для широкого круга потребителей. Валютные риски и геополитика Экономическая модель, основанная на валютной зависимости, делает рынок японских авто уязвимым к колебаниям курса. «Укрепление иены относительно рубля автоматически удорожает японские автомобили еще до применения налогов, создавая двойное давление на покупательную способность», – предупреждает Надежда Капустина. Ситуацию усугубляют геополитические ограничения. Например, Токио запретил экспорт автомобилей с двигателями свыше 1,9 литра, что уже сильно сузило выбор на рынке. В России же действуют ограничения на ввоз автомобилей не ниже класса Евро-5 и не старше 2010 года выпуска. Это сводит на нет попытки сэкономить, приобретая подержанные авто по низкой цене. Логистика и региональные особенности Отдельной строкой в калькуляции расходов идет логистика. Стоимость доставки автомобиля из Японии во Владивосток и далее в центральную часть России может достигать 80 000–120 000 рублей. Время в пути – от 5 до 14 дней, в зависимости от метода перевозки. Суммарно, если учесть оформление, сертификацию, транспортировку и растаможку, стоимость автомобиля из Японии легко увеличивается на 70–100 % от изначальной цены на аукционе. Будет ли повышение налогов На фоне бюджетных потребностей государства и программ поддержки отечественного автопрома, вероятность изменения налоговой политики остается высокой. «Фискальные потребности государства, необходимость поддержки внутреннего производства и общая тенденция к импортозамещению создают благоприятную среду для ужесточения налогового режима», – подчеркивает Капустина. Юлия Кравчук также не исключает появление новых ограничений на определенные категории автомобилей. При этом она отмечает, что «глобальных потрясений в налоговой системе в ближайшие месяцы не ожидается», однако плановое увеличение утилизационного сбора уже запущено. Праворульные авто под угрозой Вопрос запрета или ограничения на передвижение праворульных автомобилей также обсуждается на уровне ведомств. Формальной причиной называют повышение безопасности дорожного движения, но эксперты предполагают, что это может стать частью стратегии поддержки российских автопроизводителей. Фото: ФедералПресс / Анна Миронова