Перегрев двигателя в жару: как избежать и что делать, если это случилось?

Наступило лето, пришла жара и забот у автовладельцев прибавилось. Одна из особенно насущных проблем - как защитить двигатель машины от перегрева? Чаще всего эта проблема наблюдается именно летом, и это не удивительно: высокая температура воздуха создает нагрузку на систему охлаждения, простаивание в пробках не дает притока встречного воздуха, который помогает остужать двигатель. Эти проблемы в совокупности могут привести к неприятным последствиям. О том что делать, чтобы не встать на обочине с дымящимся капотом рассказал автоэксперт технический директор международной сети автосервисов Fit Service Никита Родионов.

Перегрев двигателя в жару: как избежать и что делать, если это случилось?
© Российская Газета

Фундамент здоровья двигателя: исправная система охлаждения

Первое, о чем нужно напомнить водителям - это антифриз или охлаждающая жидкость. Рекомендую хотя бы раз в неделю и перед длительными поездками проверять уровень антифриза в расширительном бачке. Найдите отметки минимального и максимального уровня: нужно, чтобы антифриз был ровно между ними. Если антифриза меньше минимума, значит есть утечка, или жидкость давно не менялась. Недостаток антифриза значит, что система не сможет эффективно отводить тепло от двигателя, что ведет к перегреву.

Важно и качество антифриза. Если он старый и грязный, то риски проблем возрастают. Со временем антифриз теряет свои свойства: присадки, которые отвечают за антикоррозийные и смазывающие свойства, разрушаются, а сама жидкость становится менее эффективной в отводе тепла. Старый антифриз, даже если его уровень в норме, также может стать причиной перегрева. Поэтому соблюдайте регламент замены антифриза. В среднем, производители рекомендуют процедуру замены раз в 2-3 года или каждые 60-80 тысяч километров пробега.

Еще одна важная деталь, отвечающая за отвод тепла от двигателя - это радиатор. Обычно их два: основной и радиатор кондиционера. Радиаторы часто засоряются грязью, насекомыми, песком и тополиным пухом. Сквозь такую "броню" плохо проходит воздух, и охлаждение двигателя резко ухудшается. Проблема обостряется в пробках, когда нет встречного потока воздуха. Радиаторы важно своевременно прочистить на профессиональном сервисе.

Не стоит забывать и о вентиляторе охлаждения. Он включается, когда температура двигателя подходит к порогу в 90-10 градусов. Вентилятор помогает охлаждать радиатор при стоянке или при езде с низкой скоростью. Если вентилятор сломался или работает неправильно, это прямая дорога к перегреву. Чтобы проверить работу вентилятора, просто заведите машину и дайте ей поработать на холостом ходу. Когда температура поднимется вентилятор должен включиться. Проблема может быть как с вентилятором, так и с датчиком температуры.

Умное вождение в жару: снижаем нагрузку

В сильную жару двигатель авто работает в экстремальных условиях, поэтому автовладельцы должны минимизировать дополнительные нагрузки.

Долгая работа на холостом ходу, особенно в пробке, это не самый лучший сценарий для двигателя. Если пробка "глухая", а на улице пекло, то лучше заглушить двигатель на несколько минут (если это не мешает движению и безопасно).

Вредно для мотора не только простаивание в пробках, но и долгая езда на высоких оборотах без перерыва. То есть отправиться в долгое летнее путешествие по трассе и видеть постоянно высокие обороты - плохой знак. Лучше давать двигателю "отдохнуть": делать короткие остановки каждые 2-3 часа. Езда в гору или с прицепом увеличивает нагрузку. В таких условиях важно следить за температурой особенно внимательно.

Кондиционер: комфорт или риск?

В жару мы включаем кондиционер в салоне, чтобы спастись от зноя и духоты. Но важно понимать, что работающий кондиционер увеличивает нагрузку на двигатель, особенно на низкой скорости (то есть в пробках). Это случается потому, что компрессор кондиционера отбирает часть мощности у двигателя, а радиатор кондиционера создает дополнительное препятствие для воздушного потока. В пиковые моменты нагрузки, когда двигатель и так на пределе, включенный на максимум кондиционер может стать последней каплей, приводящей к перегреву.

Заметили, что на приборной панель стрелка температуры поползла вверх, стоит отключить кондиционер. Это снимет нагрузку с двигателя и даст системе охлаждения справиться с температурой.

Что делать, если двигатель всё-таки перегрелся?

Что делать, если уже чувствуется характерный запах гари (часто пахнет горящим антифризом) и стрелка температуры на приборной панели ползёт вверх? Действия должны быть следующими.

1. Немедленно остановитесь, но двигатель не глушите сразу.

2. Включите печку на максимум (даже если на улице жара!). Это поможет отвести часть тепла от двигателя в салон.

3. Откройте капот, действуйте аккуратно, чтобы не обжечься горячим паром. Это улучшит циркуляцию воздуха и поможет двигателю быстрее остыть.

4. Дайте двигателю поработать на холостом ходу 5-10 минут, чтобы система охлаждения смогла справиться с избыточным теплом. Пока двигатель работает, проверьте нет ли явных утечек антифриза и работает ли вентилятор радиатора.

5. Ни в коем случае не открывайте крышку расширительного бачка или радиатора, пока двигатель горячий. Антифриз находится под давлением и имеет очень высокую температуру.

6. Если ничего из перечисленного не помогает, и температура продолжает расти, появился белый пар из-под капота, заглушите мотор.

7. Вызовите эвакуатор и отправляйтесь на СТО.