Раскрыты цены на европейские велосипеды и мотоциклы в царской России
В начале 1910-х годов автомобили, хотя и были редкостью, но уже не воспринимались как что-то фантастическое, особенно в больших городах. А уж велосипеды и вовсе стали частью повседневной жизни россиян, особенно в больших городах. Популяризовать персональный транспорт помогли профильные журналы, да и производители со всего мира хотели быть представленными в нашей стране. Благодаря сотрудничеству с Национальной электронной библиотекой (НЭБ) редакция Quto.ru смогла ознакомиться с каталогом «Знаменитые велосипеды "Гумбер" и "Флит", мотоциклетки "Пежо", автомобили "Берлиэ"» 1910 года.
Поставками техники в царской России занимался торговый дом «Георгий Жемличка и Ко», расположенный в Москве. Линейка техники включала в себя британские велосипеды Humber и Fleet, мотоциклетки (то есть велосипеды с установленными на них двигателями) Peugeot и автомобили Berliet. Кстати, одной из особенностей книги можно назвать иллюстрации: на них изображены не товары, а забавные рисунки и карикатуры, связанные с велосипедистами.
«Двадцатое издание нашего каталога застаёт нас неизменно пред лицом нашего основного принципа: выпускать на рынок прочный, лёгкий и элегантный тип велосипеда, который не являлся бы дорогой игрушкой, а был верным спутником своего владельца. Понятие о прочном и надёжном велосипеде соединяется с именем „Гумбер“ и „Флит“ и эта репутация, заслуженная 20-летней деятельностью, служит нам лучшей наградой. Среди мотоциклеток „Пежо“, имеющихся на складе в большом выборе, обращаем внимание на новость: лёгкий тип 1/2 лошадиной силы, 2 цилиндра, который будет незаменим для условий наших дорог», — говорится в каталоге.





Опасность чистой воды и огурцов для велосипедистов: советы 1894 года
В издании также указано, что «все заказы исполняются торговым домом точно и аккуратно», а покупатель должен выслать по почте или полную оплату транспортного средства, или задаток в размере не менее 50 рублей за велосипед. На остальную сумму будет сделан наложенный платёж.
Отдельно уточняется, что при заказе необходимо сообщить рост и вес заказчика, а также следует давать точные указания относительно отправки. В частности, нужно уточнить, нужно ли отправлять велосипед по железной дороге или через транспортную компанию, в последнем случае сообщить, через какую именно.





Раскрыто, кто больше всех интересовался машинами в царской России
«Доставка на вокзал относится за счёт ТД, а перевозка до места назначения происходит за счёт и на страх покупателя. За поломки, произошедшие при пересылке, продавец не отвечает», — подчеркнули в компании.
Перед отправкой каждое транспортное средство подвергается тщательному осмотру, а упаковка в деревянную клетку оценивается в 2 рубля. Если велосипед отправляется в Сибирь и на «дальние окраины», по желанию заказчика, его могут упаковать в ящик с клеёнкой внутри: такая услуга оценивается в 5 рублей.
Педальная техника Humber рассчитана на ездоков с максимальный весом не более 6 пудов (99 кг). Стоимость «Модели дорожной №1» составляла 225 рублей за стандартную версию и 220 за «лёгко-дорожную», то есть с облегчённым седлом, металлическими педалями и изогнутым рулём. За дамскую модель продавец просит 235 рублей.





Электромобили и дизельные моторы: все новинки 1907 года
Что касается транспорта Fleet, то максимальный вес велосипедистов не должен был превышать 5,5 пудов (82 кг). Дорожная версия оценивалась в 175 рублей, «лёгко-дорожная» в 170 рублей, дамская — 185 рублей.
Французские мотоциклетки были заметно дороже. Так, модель с 2-цилиндровым мотором на 2,5 силы стоила 450 рублей, опционально за 10 рублей предлагался опрокидывающийся багажник-подставка.




Электромобили и дизельные моторы: все новинки 1907 года
Байк с одноцилиндровым 2,5-сильным двигателем оценивался в 450 рублей, 3,5-сильным — в 475 рублей.
Полностью ознакомиться с книгой «Знаменитые велосипеды "Гумбер" и "Флит", мотоциклетки "Пежо", автомобили "Берлиэ"» от 1910 года вы можете на сайте Национальной электронной библиотеки.
Помимо этого, покупателям были предложены шасси и готовые лимузины Berliet с 40-сильными моторами, которые собирались во Франции. В то время, напомним, машины продавались не только в сборе, также покупатель мог было выбрать отдельно шасси и кароссери, то есть кузов. К слову, для автомобилей существовал отдельный каталог с широким модельным рядом, ценами и дополнительным оборудованием, который высылался по требованию.