Что делать, если машина попала в большую лужу
Ливни и подтопления на дорогах, а также на стоянках и паркингах стали бедствием для многих автомобилистов. Машины глохли в глубоких лужах, которые водители пытались преодолеть на свой страх и риск. Авто заливало буквально по крыши на стоянках и даже подземных паркингах. Что делать в таких ситуациях с машиной? Можно ли ее завести и когда? А если машина серьезно пострадала, кто компенсирует ущерб? Обо всем этом "РГ" рассказали эксперты.
Не зная броду
Как рассказал генеральный директор испытательной лаборатории Юрий Пархоменко, если впереди препятствие в виде глубокой лужи, то для начала нужно десять раз подумать, прежде чем его преодолевать. Мало кто из водителей заранее знает, насколько лужа глубока. И точно никто не знает, что скрывают ее воды.
Корреспондент "РГ" как-то въехал в лужу, а там оказался открытый канализационный люк. В результате пришлось менять крыло.
По словам Юрия Пархоменко, преодолевать такое препятствие надо с пешеходной скоростью, чтобы была возможность в случае опасности сдать назад и искать объезд. При этом двигаться по луже необходимо на очень малых оборотах двигателя. Тогда шанс, что попавшая в двигатель вода причинит большой ущерб - минимален. Машина просто заглохнет. Если обороты будут высокими, шанс получить гидроудар резко возрастает. Гидроудар грозит тем, что могут погнуться шатуны. Это потребует капитального ремонта. Кроме того, может треснуть и блок цилиндров. И тогда двигатель - под замену.
Некоторые водители, увидев, что перед ними машина благополучно миновала лужу, стараются последовать за ней, и остаются в луже. Дело в том, что за рулем проехавшей машины может оказаться профессионал. На многих курсах контраварийной подготовки обучают преодолевать броды. Один из принципов: ехать с постоянной скоростью и гнать перед собой волну. Стоит притормозить - волна откатиться назад и машина встанет. Увеличить скорость - и ту же волну догонишь.
Если впереди едет действительно профессионал, то лучше держаться сразу у него в кильваторе. Если поехать позже, то, когда он выберется на сушу, волна пойдет обратно и захлестнет вашу машину.
Но кто знает, профессионал ли впереди? Он встанет в луже, за ним захлебнется и ваша машина. В общем, не зная броду, не суйся в воду.
По словам Юрия Пархоменко, если воды выше половины колеса, лучше сдать назад и из лужи выехать. Поскольку есть возможность залить проводку и получить короткое замыкание. Это не так страшно, как гидроудар, но все равно неприятно стоять посередине лужи и искать способы из нее выбраться.
Что делать, если машина заглохла в луже?
Если все-таки автомобиль в луже заглох, то пытаться завести ее точно не надо, говорит Юрий Пархоменко. Необходимо вытащить ее на сухое место. Можно вытолкать руками или попросить кого-нибудь более удачливого взять на буксир. Либо вызвать эвакуатор. Вытаскивать эвакуатором из лужи обойдется гораздо дороже, чем с суши. Но скорее всего, эвакуатор понадобится. Ведь машина быстро не высохнет.
Проверить, насколько опасен залив для двигателя, можно самостоятельно. Надо вытащить масляный щуп и посмотреть, есть ли на нем вода. Также надо открыть воздушный фильтр и посмотреть, не мокрый ли он. Хотя бы один из этих вариантов показывает наличие воды. Машину можно только на эвакуаторе везти в сервис.
Кстати, надо понимать, что не все сервисы у нас надежные, напоминает Юрий Пархоменко. Поэтому там необходим жесткий контроль за мастерами. Если они попытаются завести машину, их надо сразу останавливать.
Для начала надо выкрутить форсунки и продуть двигатель. Необходимо поменять масло и фильтры. Кстати, вода могла попасть и в коробку передач. На работе коробки это сразу не отразиться, но со временем приведет к ее быстрому износу. Так что масло рекомендуется поменять и в ней.
Если воды в двигателе нет, то все равно желательно подключить машину к сканеру и проверить, почему она заглохла. Сканер покажет все ошибки. Но как правило, если нет проблем с двигателем, то авто надо просто просушить. А для этого лучше всего обратиться к профессионалам. Есть такие детейлинговые компании, они и химчистку машине сделают, и высушат ее полностью.
Сушить машину придется и тем, у кого она утонула на стоянке. Но там точно гидроудара не грозит.
Кто заплатит за ущерб?
Почему-то некоторые водители считают, что раз они застрахованы по ОСАГО, то страховщики должны компенсировать этот ущерб. Это не так. ОСАГО - это страхование ответственности автовладельца перед третьими лицами, а не имущественное страхование, напоминает автоэксперт Петр Шкуматов. Компенсировать ущерб после такого подтопления можно только по добровольному страхованию каско. Да и то не по каждому. Все зависит от заключенного договора.
Если в нем есть страхование от стихийных бедствий, то ущерб возместят.
Как пояснили в Российском союзе автостраховщиков, полноценные договоры каско обычно содержат такой пункт. И утопление машин, и гидроудары по ним компенсируются. Только необходимо получить справку из гидрометеоцентра о том, что в день получения повреждения было стихийное бедствие.
Но есть и так называемые коробочные продукты - миникаско. По сути, они рассчитаны на то, что водитель пострадал от действий незастрахованного по ОСАГО водителя. По таким продуктам получить возмещение ущерба в случае стихийного бедствия невозможно.