«Нет готового – делай сам»
Автопарк миниатюр Андрея Гольцмана уже с трудом умещается на полках. Здесь есть грузовики, фургоны, автобусы, троллейбусы и даже зенитно-ракетный комплекс! Все модели выполнены в масштабе 1:43. Часть коллекции курянин собрал из покупных наборов, но в последние годы работает над созданием моделей сам, собирая из подручных материалов троллейбусы и трамваи с высочайшей степенью детализации. О том, с чего начиналось хобби и какие нюансы в моделировании приходится учитывать, Андрей Петрович рассказал нашему корреспонденту. Мечтал стать водителем трамвая Работу курского троллейбуса Гольцман знает досконально – его трудовой стаж уже более четверти века. Начинал кондуктором, потом стал водителем, водителем-инструктором, а сегодня работает в «Курскэлектротрансе» инженером отряда водителей и сам обучает тех, кто потом садится за руль «рогатого», чтобы перевозить пассажиров по городским маршрутам. – Я родился в Узбекистане, а в 1995 году мы с женой переехали в Курск – у неё здесь родственники, – рассказывает Андрей Петрович. – Сначала работал на кожзаводе охранником, но предприятие начало банкротиться, зарплату постоянно задерживали. Так, в 1997 году я пришёл в южное депо. Устроился кондуктором с надеждой, что стану водителем трамвая. К тому времени за его плечами уже имелся опыт работы помощником машиниста метрополитена. Ещё в Ташкенте он окончил железнодорожное училище, поэтому рельсовый транспорт ему был близок и понятен. Полтора года мужчина работал кондуктором. Когда же стартовал набор на обучение водителей, он собрался было пойти учиться управлять трамваем, но знакомые посоветовали выбрать троллейбус. – Обучение длилось полгода, а потом я самостоятельно вышел на маршрут уже в качестве водителя, – вспоминает собеседник. – Мой первый маршрут – №7 «Знаменский собор – Авиацентр». Тогда я жил в общежитии на улице Чехова, и руководство старалось подобрать водителям более удобные маршруты, чтобы проще добираться на работу. Свой первый день за рулём помню до сих пор: было страшно, ещё и троллейбус у меня сломался. Благо за мной ехал коллега, он мне помог, и дальше я поехал без приключений. Нас, конечно, учили устранять неисправности, но тогда я немного растерялся. Сегодня Андрей Гольцман сам учит будущих водителей троллейбусов. Сравнивая электротранспорт, который ходил по улицам Курска 25 лет назад, отмечает, что прогресс произошёл колоссальный – в современных машинах много электроники, более плавный ход и хорошая манёвренность. Но есть и минусы – кабина водителя зачастую настолько узкая, что инструктору, обучая новичка, приходится не сидеть, а стоять в салоне. Покупать стало неинтересно Собирать модели транспорта Андрей Гольцман начинал ещё в школьные годы, но их в продаже в те времена было мало. После переезда в Курск он не забросил своё хобби. Покупал специализированные журналы. Например, к каждому выпуску издания «Автолегенды СССР» прилагалась модели машины, которой посвящён выпуск. В комплекте шла и красочная открытка. Часть миниатюрных автомобилей приобретал в магазинах отдельно. А некоторые дорабатывал самостоятельно. – Вот, например, автовышка ЗИЛ, – показывает наш собеседник. – Это был грузовик, но я захотел его сделать похожим на те, которые реально использовались у нас на работе. Или, к примеру, военный автомобиль ЗИЛ-131. Я сделал и установил на него ракетный комплекс. Но не все модели из тех, которые я хотел иметь в своей коллекции, продавались в готовом виде. Была серия журналов с троллейбусами, начиная от самого первого. Мне захотелось продолжить коллекцию. В Курск в 2017 году поступили б/у троллейбусы из Москвы. Таких моделей не продавали. Мой принцип: раз нет готового – делай сам. Сегодня на полках у Андрея Гольцмана уже более 200 различных моделей, многие из которых сделаны его руками. Но троллейбус ЗиУ-9, на котором он начинал свою водительскую карьеру, моделист смастерить не успел. Вскоре после того, как он начал над ней работать, модель появилась в продаже, и её Андрею Петровичу подарили благодарные ученики. Часть коллекции – а это в основном купленные более десяти лет назад миниатюры легковых автомобилей – уже не помещается на полках и хранится в коробках. Сегодня в центре внимания – создание моделей электротранспорта. При работе над ними в ход идут различные материалы и приспособления, начиная от пластиковой трубы, которую мастер разрезает для создания корпуса, и заканчивая ватными палочками и обычной нитью. – Беру широкие кабель-каналы в строительном магазине, они служат основой будущей модели. Схему троллейбуса, который планирую собирать, нахожу в интернете, масштаб 1:43. Рассчитываю, каких размеров мне нужны детали, – поясняет Гольцман. – Стёкла тоже делаю из пластика, но прозрачного. Здесь могут быть полезны обрезки от магазинных ценников. Вот только колёса чаще всего покупаю готовые, тут выручают магазины для моделистов. Там полно всякой всячины. Но только если всё покупать, то выйдет не так интересно. «Мелочей здесь нет» Работа над созданием моделей сравнима с трудом ювелира – все детали будущего изделия должны чётко совпадать по размеру и стыковаться между собой. Их важно быстро и крепко соединить. Здесь помогает клей моментального застывания. Но действовать лучше по принципу «семь раз отмерь, один – отрежь»: погрешность даже в миллиметр приведёт к тому, что готовая модель либо получится перекошенной, либо вообще не сойдётся. Пол и салон будущих миниатюр Андрей Гольцман собирает отдельно, учитывая расположение поручней и сидений в оригинале. Всё из пластика: вырезает, крепит, красит гуашью и лакирует. Иногда на сиденья клеит наклейки в цвет заводского салона – так модель становится ещё больше похожей на настоящий транспорт. И только когда готов салон, на него помещается верхняя часть со стенами, крышей и навесным оборудованием. Бывает такое, что в шаге от окончания работы приходится выбрасывать часть заготовки. – У троллейбуса так я переделывал заново дно. Я уже начал соединять и понял, что из-за неточности в расчётах оно не совпадает с верхней частью, – продолжает мастер. – Казалось бы, разница невелика – миллиметра три, но там уже никак нельзя скорректировать: либо сиденья резать с поручнями, но это уже некрасиво будет. Либо готовить заново, учитывая ошибку. В процессе работы мужчина использует канцелярский нож и пинцеты – ими легче удерживать мелкие детали, например, поручни или боковые зеркала. К выбору краски тоже нужно подходить тщательно – часть деталей моделист окрашивает кисточкой, а корпус покрывает из баллончика. – Мелочей здесь нет. Бывает, аэрозоль брызгает сильно, и тогда краска покрывает изделие неравномерно, при распылении всё идёт потёками. Тогда приходится всё это смывать и наносить заново, чтобы добиться ровного покрытия, – сетует Гольцман. – Как-то в процессе пришлось даже менять цвет из-за того, что краска ложилась плохо. Иногда стопорятся какие-то детали. Вот, например, дома лежит модель троллейбуса ЗиУ-11. Когда я красил молдинги, серебристая краска оказалась сильно жидкой и всё затекло на корпус, вышло неаккуратно. Я пробовал переделать, но вновь вышло неаккуратно. Так и лежит у меня эта недоделка уже года полтора, всё никак руки не дойдут довести её до ума. Нужны время и вдохновение Что-то мастерить удаётся не каждый день. Чтобы взяться за новую модель, важно не только иметь время, но и своего рода вдохновение, добавляет Андрей Петрович. Самым долгим и кропотливым за годы увлечения моделированием стал трамвай «Львёнок» – на его создание ушло почти семь месяцев. – Главная сложность – в его форме: нужно было воссоздать характерные для этого транспорта изгибы, – объясняет моделист. – Чтобы придать пластику округлые формы, пришлось его нагревать. Ну, а когда покрасил, нашёл для оформления наклейки. Рельсы тоже делал из пластика, но они у меня немного не сошлись с колёсной базой, хотя это почти незаметно. Сейчас Гольцман работает над троллейбусом Volgabus «Пересвет». Уже собран салон, осталось покрасить и застеклить. Дальше в планах изготовить «Синару» – красивый троллейбус, выпускаемый Челябинским заводом городского электротранспорта. Признаётся: все модели делает только для себя, никому не дарит и не берёт заказы. Новичкам, которые желают пробовать свои силы в моделировании, Андрей Гольцман советует не гнаться за сложными и детализированными образцами. Для начала можно купить готовые детали и пробовать конструировать из них. А когда появится навык пространственного мышления, а движения рук при соединении частей модели станут уверенными, пора проявлять больше самостоятельности и творчества. По мере накопления опыта всё больше деталей захочется делать самостоятельно. А главные качества, которые важны в моделировании, – терпение, усидчивость и желание. Ирина ЛЕОНОВА Фото автора и из личного архива героя публикации