Национальный автомобильный союз предложил разрешить самоподготовку водителей

Разрешить будущим водителям самостоятельно готовиться к экзаменам на получение прав в ГИБДД, а также ввести обязательное обучение Правилам дорожного движения в школах предложил Национальный автомобильный союз. Соответствующее письмо организация направила главе правительства Михаилу Мишустину (есть в распоряжении "РГ").

Национальный автомобильный союз предложил разрешить самоподготовку водителей
© Российская Газета

Как говорится в письме, согласно данным Научного исследовательского центра безопасности дорожного движения МВД РФ, за 6 месяцев 2025 года в России на 4% увеличилось (до 10 270) количество ДТП с участием несовершеннолетних лиц (до 18 лет), число погибших несовершеннолетних (до 18 лет) возросло на 3% (347), раненых - на 4,3% (11 425). Отмечается также рост количества ДТП с пострадавшими детьми в возрасте до 16 лет на 1,2% (7 975) и числа раненых в них детей на 1,4% (8 712).

Правовые аспекты управления транспортом эксперты "РГ" разъясняют в рубрике "Юрконсультация"

Зафиксировано увеличение показателей аварийности с участием детей-велосипедистов. Седьмой год подряд отмечается рост основных показателей аварийности с участием детей-водителей механических транспортных средств. Одной из причин такой высокой аварийности и смертности является низкий уровень знаний ПДД всеми участниками дорожного движения, к которым относятся и несовершеннолетние.

При этом федеральные программы образования не предусматривают изучения Правил дорожного движения. А это могло бы спасти множество жизней детей и подростков на дорогах. Но, увы, такие требования в образовательный норматив не введены.

Кроме того, автор письма - президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин - обращает внимание на некачественную подготовку водителей в автошколах. И предлагает вернуть в законодательство возможность самоподготовки.

Даже начинающий водитель должен знать, как поменять колесо на дороге, как наложить жгут на кровоточащую рану. Всему этому в теории не обучишь

Напомним, что в свое время это было очень удобным способом для кого-то получить права, а для кого-то - заработать. Но в 2013-м самоподготовка была запрещена. Сдать экзамен на права стало возможным только после прохождения обучения в автошколе. И сделано это было не просто так. Дело в том, что наряду с теми кандидатами в водители, которые самостоятельно готовились, в ГИБДД пошли и те, которых якобы готовили липовые автошколы. Неудачливого ученика, который уже заплатил за обучение, проще быстрее выпустить, получив за это деньги. А за его подготовку никто не отвечает.

Кроме того, довольно большое число кандидатов в водители приходили в ГИБДД на экзамен просто для тренировки. Можно было сдавать неограниченное количество раз. По сути, обучение за счет бюджета и времени задействованных сотрудников ГИБДД.

В 2013 году навели порядок. Самоподготовку запретили. Сдавать экзамен стало возможно только после обучения в образовательной организации. При этом за автошколами установили строгий контроль, в том числе их начали проверять на технические способности организовать обучение.

Как рассказала президент Межрегиональной ассоциации автошкол Татьяна Шутылева, в итоге серые автошколы уходят с рынка. Аварийность с начинающими водителями, т.е. до двух лет стажа, снижается. И довольно заметно: если в 2015 году количество ДТП с ними составляло 14,5 тысячи, то в 2024-м - 8 тысяч.

Она также напомнила статистику по погибшим. В разгар самоподготовки водителей с 2004 по 2013 годы количество погибших в ДТП составляло 34,5 тысячи. Существенно снизить это число позволили комплексные меры: и строгий контроль за организацией дорожного движения, и пропаганда правильного поведения на дороге. Но, в том числе, и отмена самоподготовки, и новые требования к автошколам, и новые требования к приему экзаменов у водителей. По итогам 2024 года количество погибших на дорогах составило 14,5 тысячи человек.

Кроме того, она напомнила, что теоретическая подготовка водителя - это не только знание Правил дорожного движения и ответственности за их нарушения. Это еще и многие другие вещи, которые никакими лекциями и видеокурсами не преподать. Это то, что необходимо пройти на практике. Каким образом самостоятельно можно освоить оказание первой помощи? Как наложить жгут? Как провести дыхание "рот в рот", как "завести" сердце? А есть еще устройство автомобиля. Даже начинающий водитель должен знать, как поменять колесо на дороге. Кроме того, нынешние программы предполагают психологический практикум. Это умение реагировать на агрессивное поведение других водителей и пешеходов. И в целом слушателям объясняют, как правильно и безопасно вести себя на дороге. В Правилах дорожного движения это не прописано. И одними юридическими знаниями тут не обойдешься.

А что касается тезиса о дополнительном инструкторе, то тут все гораздо сложнее. Готовить водителя имеет право инструктор в рамках учебной программы. Кандидат получил свидетельство о том, что он профессионал - пусть сдает на права в ГИБДД. А если он не уверен в своих возможностях, ему придется заново заключать договор с автошколой, чтобы доучиться. Таковы реалии. Но самоподготовку вряд ли разрешат, хотя бы потому, что придется переписывать огромное количество законов и нормативных актов.