Лизинг-2025: между молотом и наковальней
Однако стоит отметить интересный момент: несмотря на рост объема рынка, количество сделок уменьшилось. Это связано с увеличением средней стоимости одной лизинговой сделки. На развитие рынка влияли различные факторы: высокая ключевая ставка Центробанка, удорожание финансирования для банков, растущая инфляция, повышение цен на оборудование и технику, сложности с импортом, а также государственные программы поддержки и реализация крупных контрактов.
Транспортный сектор остается главным драйвером лизингового рынка – на него приходится около 56% всех новых сделок. Оставшиеся 44% распределяются между различным оборудованием и другим имуществом. Внутри транспортного сегмента наблюдается неравномерное распределение.
Лидером по количеству сделок традиционно выступает автомобильный транспорт, включающий грузовые автомобили и спецтехнику. Значительную долю в денежном выражении занимает железнодорожный транспорт. По данным эксперта, кандидата экономических наук, доцента кафедры логистики Финансового университета Наталии Левошич, на железнодорожную технику приходится около 17% новых сделок и почти 30% всего действующего портфеля. Доля морских и речных судов составляет примерно 1% новых сделок и 6% портфеля. Авиационный лизинг занимает менее 1% новых сделок и около 4% портфеля.
2024-й, переходящий в 2025 год, охарактеризовались снижением новых сделок, высокими ставками лизинга, дорогой техникой, дефицитом импорта. Стимулирующие и сдерживающие факторы лизинга в текущем году зависят от сегмента, но при этом связаны между собой общей экономической логикой. Но если спуститься на уровень сегментов – автомобильного, железнодорожного, авиационного и водного, то картина становится более разнонаправленной.
Как меняется срок лизингования по видам транспорта, каковы риски и тренды, стоит еще поприсматриваться к рынку или, наоборот, самое время выходить на сделку, читайте в октябрьском номере журнала № 19–20 (551–552) РЖД-Партнер.