Ненужные подписки съедают бюджет: проводим финансовый детокс

Многие наверняка хоть раз оформляли подписку на пробный период использования цифрового сервиса за условный 1 рубль или вовсе бесплатно. Срок истекал, а затем полная плата за сервис списывалась с карты автоматически. Даже отмена подписки и удаление банковских реквизитов из аккаунта сервиса не всегда помогали остановить регулярные списания. С 1 марта следующего года возможность подобного автопродления подписок будет под запретом. Срок подписки уже не сможет продлеваться, если пользователь не выразил на это отдельного согласия и удалил средство платежа из онлайн-сервиса, рассказала "РГ" эксперт проекта НИФИ Минфина России "Моифинансы.рф" Ольга Дайнеко.

Ненужные подписки съедают бюджет: проводим финансовый детокс
© Российская Газета

- Сейчас 86% россиян оплачивают хотя бы одну цифровую подписку в месяц, при этом уровень ежемесячных расходов на цифровые сервисы стабильно растет. Около трети пользователей тратят от 500 до 1000 руб. в месяц, еще 29% - от 1000 до 2000 руб. У 12% ежемесячные траты превышают 2000 руб. Больше трети россиян хотят снизить траты на подписки электронных сервисов в 2026 году.

Общая сумма расходов на подписки (онлайн-кинотеатры, игровые платформы, музыкальные ресурсы, онлайн-библиотеки, доступы к сервисам по контролю за питанием, услугам психолога, экосистеме банка или маркетплейса и другие) может быть существенной. Однако не все подписки нужны. Решили заняться похудением, выучить испанский, получать повышенный кэшбек в сервисе доставки, а в итоге "дневник питания" не заполнялся уже полгода, изучение языка застопорилось на 5 уроке, а сервисами пользовались всего раз. Кроме того, многие подписки предлагают бесплатный пробный период использования цифрового сервиса, который несложно пропустить и начать платить за то, чем даже не начал пользоваться. Важно регулярно проверять, чем вы действительно пользуетесь, и избавляться от лишних расходов.

Подписка - это услуга (по предоставлению доступа к цифровому продукту), и потребитель вправе отказаться от нее в любой момент. Уже оплаченные средства в большинстве случаев не вернуть (за исключением ситуаций, когда услуга не была оказана или ее качество было ненадлежащим). Отказаться от подписки можно через личный кабинет/аккаунт пользователя. Случается, что при отмене подписки предлагаются более выгодные условия: снижение стоимости, расширение пакета услуг, дополнительные преимущества бесплатно. Если подписка не нужна, то и на дополнительные опции соглашаться не стоит.

Перед тем, как оформить платную подписку, нужно:

объективно оценить планы на использование сервиса: если раньше не хватало времени на регулярный просмотр фильмов, прослушивание музыки, вряд ли оно найдется позже;внимательно изучить условия использования, порядок оплаты, возможность возврата средств за неиспользуемый период в случае отказа от подписки;воспользоваться пробным периодом (бесплатно или по сниженной цене), чтобы понять, нужно ли платить за сервис регулярно;поставить напоминание о сроке окончания пробного периода за несколько дней до его истечения, чтобы, если потребуется, успеть отказаться от продления;оплачивать подписки отдельной картой, чтобы отслеживать совокупные расходы и контролировать платежи;не спешить с приобретением подписки сразу на год, если не уверены, что действительно будете ей пользоваться. Несмотря на то, что стоимость подписки при оплате за несколько месяцев/год вперед часто дешевле помесячной оплаты, лучше сначала оплатить доступ на месяц.