Зачем нам нужна эвакуация?

Сейчас в Госдуме обсуждают очередные поправки в КоАП. Депутаты придумывают единые правила эвакуации для всей страны. Надо же решить, кто и по каким инструкциям будет перемещать авто на штрафстоянки. Кроме этого, народные избранники собираются прописать права автомобилистов при эвакуации - например, можно забрать транспорт, если погрузчик еще не тронулся. С одной стороны, идея думцев здравая. Фиксированные условия «игры» защитят людей от некоторых перегибов со стороны службы эвакуации. Да и не возникнет сложностей у тех водителей, которые мотаются из города в город, не знают всех местных особенностей. Все хорошо, только сами поправки в КоАП выглядят довольно странно. Как бы депутаты своими благими пожеланиями не завели водителей куда не надо. Возьмем, к примеру, один пункт - он может плохо сказаться на городском движении. Народные избранники хотят сократить количество нарушений, за которые предусмотрена эвакуация. Сейчас власти имеют право переместить любое авто, которое стоит под запрещающим знаком. Но если правила изменятся, то забрать на штрафстоянку можно будет только тех, кто остановился на пешеходном переходе, остановке общественного транспорта, в тоннеле, на трамвайных путях, во втором ряду, или тех, кто создает помехи для других участников движения. И все! Выходит, если водитель здорового внедорожника припаркуется в узком переулке, то с ним ничего нельзя будет сделать. Пусть себе стоит хоть до второго пришествия. А то, что места на дороге не осталось, - так депутаты запретили трогать таких нарушителей. ПАРКУЮСЬ ПОПЕРЕК ДОРОГИ Я решил прогуляться по центру и посмотреть, какие машины подпадут под действия новых поправок и будут эвакуированы, а какие нет. И заодно попытался разобраться, насколько каждая из них мешает другим участникам дорожного движения. Перекресток Малого и Большого Афанасьевского переулка. Водитель белого «Шевроле-Круз» встал вдоль зебры, поперек проезжей части! Фактически иномарка перегородила половину дороги. Автомобилисты, вслух проклиная водителя «Шевроле», объезжают транспорт по встречной полосе. Удивительно, как никто еще не врезался. Сейчас московские власти смело могут эвакуировать белое авто. Я хоть погрузчик и не застал, но уверен, что забирать машину хозяину придется уже со штрафстоянки. А вот если думцы примут свои поправки в КоАП, то переместить нарушителя уже не получится. На трамвайных рельсах он не стоит, на остановке тоже, до зебры больше 5 метров. Мало ли что авто бросили поперек дороги - он же не вторым рядом стоит. И проезду других машин не мешает. Или все-таки мешает? Если даже так, то кто и как это будет определять? На глаз, что ли? Иду дальше. Староконюшенный переулок, дом 37. Парковка здесь запрещена с обеих сторон дороги. Проезжая часть узкая, лишь по одной полосе в каждом направлении. Но все свободное место вдоль тротуара заставлено личным транспортом. В итоге проехать по переулку сможет лишь одна машина. Двум встречным авто уже не разойтись. Бардак! Сейчас эвакуаторы смело очищают центр от нарушителей. Но это пока думцы не приняли свои поправки. На Тверском бульваре из-за неправильной стоянки от трех полос для движения осталось две. На треть меньше. В Кривоарбатском переулке - напротив знаменитого дома Мельникова - из двух рядов свободен один, остальное занято. Пропускная способность дороги снизилась наполовину. Без эвакуаторов в этих местах точно никак не обойтись. ВМЕСТО ПОРЯДКА ОДНИ СПОРЫ В столичном Дептрансе не довольны готовящимися поправками. Ведь вся работа по наведению порядка в центре может пойти насмарку. - Дорожные знаки, запрещающие стоянку или остановку машин, устанавливаются на тех участках, где остановка и стоянка могут затруднить движение других транспортных средств или ухудшить пропускную способность улицы, - заявили в ведомстве. - Определить на глаз, насколько неправильно припаркованный автомобиль мешает другим участникам дорожного движения, невозможно, для этого и созданы ГОСТы при организации парковочных мест на улично-дорожной сети. Тут власти абсолютно правы. Если появятся лазейки в законе, то нарушители как пить дать будут стараться в них «проскользнуть». Возьмем пример с Большого Афанасьевского переулка. Хозяин авто всегда сможет сказать, что пешеходам он вроде как не мешает да и другие машины могут его объехать. Работник ГИБДД или парковочный инспектор, в свою очередь, ответят, что транспорт создает помехи для движения всех остальных. Шоферы вынуждены перестраиваться из одной полосы в другую, образуя затор. Кто прав в таком случае? В общем, есть опасение, что вся борьба с нарушителями погрязнет в бесконечных спорах. Останутся вечные препирательства, кто прав, а кто виноват. Еще один пример. Сейчас власти могут убрать любого нарушителя, но если КоАП изменится, то уйти от наказания станет проще простого. Достаточно снять номер, и штраф никогда не найдет адресата. - Один раз меня эвакуировали, - рассказал водитель Алексей. - Не помогло даже то, что я тряпкой номер прикрыл. Пришлось отдать 8 тысяч рублей за возврат авто - 3 тысячи штраф и 5 тысяч перемещение. Теперь я все время останавливаюсь на платной парковке. Проще отдать 80 рублей за час стояния, чем тратить полдня на возврат моей ласточки. - А если эвакуацию отменят? - спрашиваю я. - Тогда думать надо. Если получится не платить, то почему бы не попробовать? Я вообще считаю, что стоянка должна быть бесплатной везде. ОТКУДА БЕРУТСЯ ПРОБКИ В общем, понятно, какие настроения витают в среде автомобилистов. Чуть отпусти контроль, дай расслабиться, и все начнут нарушать, как и раньше. Между тем всего один автомобиль способен перекрыть целую полосу. Это значит, что машинам, которые едут по блокированному ряду, надо перестраиваться. Они начинают замедляться и объезжать помеху. Тормозить начинает и транспорт из соседнего потока. Ведь теперь все перестраиваются к ним - машин на одной полосе становится в два раза больше. То есть один автомобиль в два раза снижает скорость движения двух рядов. Если учесть, что некоторые водители заранее могут попытаться перестроиться в третий ряд, то тормозит уже вся дорога. Глядишь, уже и пробка образовалась. Новые же правила внесут полный хаос в трактовку правил дорожного движения. НЕ ПОДЕЛИЛИ ПОЛНОМОЧИЯ В Москве с эвакуацией неправильно оставленных авто тоже не все просто. С проезжей части нарушителей увозят в мгновение ока. А вот авто, брошенные на тротуаре, могут стоять там по нескольку дней (даже в центре) - хоть бы кто их тронул. Почему? Оказалось, что все упирается в зоны ответственности. Когда-то эвакуацией занималась только дорожная полиция. Потом, в октябре 2013 года, МВД разрешило и столичным властям перемещать авто, оставленные под запрещающим знаком. Но только те, которые припаркованы на проезжей части. Тротуары и переходы в этом смысле в зону ответственности города так и не вошли. Выходит, что ГИБДД по-прежнему отвечает за дороги и тротуары, а муниципальные службы - только за дороги. А если Дума таки примет поправки в КоАП, то столичные власти лишатся тех единственных полномочий по эвакуации, которые у них есть. Разве что муниципалы смогут и дальше зачищать трамвайные пути. Но тогда нарушители просто останутся безнаказанными. Ведь, по статистике, 80% времени дорожные полицейские в столице тратят на оформление ДТП. На все остальные функции остается не больше пары часов в день. Тут уж не до эвакуации. КОММЕНТАРИИ ЭКСПЕРТОВ Это все популизм - Автор поправок в КоАП - небезызвестный депутат Лысаков, - рассказал президент Федерации автовладельцев России Сергей Канаев. - Ему же принадлежала идея ввести нулевое промиле, которое потом отменили. Сейчас думцы пытаются пропиарить себя на вроде как «народных» законах. Это просто предвыборный шаг. Представьте, какой должен быть порядок, чтобы определить, как надо эвакуировать. Придется разработать отдельные правила для перемещения - сколько сантиметров должно быть до перехода или остановки, чтобы погрузчик мог увезти нарушителя. Сейчас таких рекомендаций просто нет. Исполнительный директор Транспортной ассоциации Московской агломерации Норайр Блудян тоже высказался за эвакуацию. По его словам, действующий порядок перемещения авто на штрафстоянки с точки зрения системы «абсолютно корректный, адекватный и прозрачный». - Я понимаю, какие претензии есть - не к самой системе, а к тому, как это реализуется, к исполнителям, - заявил эксперт. - Но мы же все люди. Мы понимаем - ну кто такие эти инспекторы? Вновь созданная организация. Не было этой практики, сразу набрали армию людей. Понятно, есть издержки и грубость, наверное. Но это не означает, что нужно ликвидировать сам институт.

Зачем нам нужна эвакуация?
© Комсомольская правда