Норвегия захлебнулась в экологическом транспорте
Совсем недавно представители правых сил парламента страны представили законопроект, в котором предлагается постепенно отменять льготы владельцам электромобилей. Этот проект уже получил предварительное одобрение. Причина такого политического шага — особая популярность электромобилей. На первый взгляд идея экологического транспорта выглядит привлекательной, но сейчас выясняется, что у нее немало экономических и бытовых «подводных камней». В 2008 году Норвегия стала первой страной в Европе, которая стала «электрифицировать» автопарк страны. Для покупателей электромобилей отменили НДС и многие другие налоги, связанные с транспортом и использованием дорог, которые вместе достигают почти 50% стоимости нового автомобиля. Список таких льгот до сих пор самый большой в мире — владельцам электромобилей разрешено ездить по отдельным полосам движения, бесплатно пользоваться паромами и платными дорогами, мостами и туннелями, бесплатно стоять в городах и заряжать батареи. Поэтому неудивительно, что в апреле этого года в Норвегии, в которой около 5 млн. жителей, было около 50 тысяч Nissan Leaf, Tesla Model S и электромобилей других моделей (2% всего автопарка страны), и масштаб их продаж достиг 20% продажи всех новых автомобилей. Треть всех проданных в Европе электромобилей приходится именно на Норвегию. Но с ростом этих цифр стали проявляться отрицательные последствия льгот — в полосах для общественного транспорта появились пробки «зеленых» машин, а в бюджете стало не хватать средств, из которых формируется корзинка строительства и обслуживания дорог. Согласно подсчетам, ежегодно из-за этого не собирают 2 млрд. крон (230 млн. евро). Особенно сложная ситуация заметна в столице Норвегии Осло, которую можно назвать и европейской столицей электромобилей. Поэтому в упомянутом законопроекте предлагается с 2017 года ввести для владельцев электромобилей налог в размере 50% обычного транспортного налога, а после 2020 года приравнять его к налогу на другие автомобили. Нужно будет платить и НДС, правда, отчасти он будет компенсирован целевой субсидией. А число бесплатных мест для стоянки и заряда смогут самостоятельно установить (и ограничить) сами самоуправления. Помимо этого, они смогут принять и решения по поводу пользования автобусными полосами движения