Макарыч, принимай аппарат! Дизайн-профи о "Победной серии" легендарного УАЗа
Название немного раскрывает суть. Ульяновский Автомобильный Завод — имя советское, характеризующее идею плановой экономики. Hunter символизирует уже времена перестройки, когда под видом якобы новых культурных значений некоторые маркетологи просто заменяли русские слова английскими. Не Охотник, а почему-то Hunter. И, наконец, Победная серия — третий этап развития завода в частности и, пожалуй, всей страны. Сегодня перед нами. УАЗ. Hunter. Победная серия. Артем Попков — профессиональный автомобильный дизайнер. Окончил МГТУ МАМИ по специальности дизайнер транспортных средств. Во время учебы стажировался в Citroen, после учебы проработал 3 года в студии Renault. В мае 2012 года перешел в студию GME и работает над внешним видом автомобилей Opel. Нажмите и перетащите ∎ Основа этого проекта — собственно УАЗ-469. Можно ли назвать эту машину красивой? Зависит от того, что именно мы считаем тут красотой. В подобных машинах красивым считается решение не которое элегантно и изящно выглядит, а которое спроектировано с максимальной функциональностью с учетом всех условий будущей эксплуатации. В таком случае я могу спокойно сказать 469-й УАЗ — весьма красивая машина, потому что изящных решений в нем не мало. Получился хороший гармоничный продукт, отвечающий тем требованиям, для которых он был создан. Оригинальный 469 обладал шармом армейского минимализма. Такое особое сочетание военной собранности, дисциплины и целенаправленности. После небольших технических улучшений ему слегка изменили профиль. С приходом жесткой металлической крыши, изменился наклон задней стойки, что визуально сместило центр кабины, в результате изменился и силуэт кузова. Но самое любопытное — автомобиль стал восприниматься иначе. От него появились ожидания не свойственные изначальной конструкции. Одно дело — деревянные полки в открытой лодке, которые выглядят в ней логично и гармонично, и совсем другое — если те же самые полки будут в закрытом трюме небольшой яхты. Она станет восприниматься не иначе как галера. В результате 469-й превратился из отличной, продуманной прогулочной, пусть и весельной лодки, в какой-то уже совсем спартанский катерок. Снаружи — внедорожник, а заглядываешь внутрь... Конечно, железная крыша — вещь полезная, нужная и в России часто даже необходимая. Но 469-ый, как бы правильнее сказать, внутренне не был к этому готов. А с открытием рынка у него появилось огромное количество конкурентов, которые за время производства модели 469 успели поменять одно, два, а то и несколько поколений. И на заводе решили осовременнить свою основную машину, параллельно создавая Патриот. Ой, простите, Patriot. С эстетической точки зрения, мне кажется, были в истории "козлика" модернизации, которые не улучшали общее восприятие от автомобиля, а наоборот, усугубляли ситуацию. Проблема была в недостаточном, можно сказать, неуважительном качестве. Начиная от подхода к проектированию и заканчивая качеством финальной сборки. Чистый, крепкий и дисциплинированный 469-ый был увешан огромным количеством некачественного пластика и ненадежно работающих агрегатов. Каждая новая деталь словно выражала наплевательское отношение к чувствам потребителя. Это как iPhone, только наоборот. Hunter выглядит так будто кому-то на заводе показалось, что можно быстро и легко сделать прибыль. Даже рекламу сделали как у Mercedes Gelandewagen. Но такой подход как минимум не серьезен, особенно для компании которая планирует оставаться на рынке дольше, чем один день. "Победная серия" на этом фоне выглядит попыткой осознать свою нишу на рынке и сделать работу над ошибками. Машину не стали красить в цвет металлик, что лишний раз выявляло кривизну старых штампов. Вернули как минимум один аутентичный цвет, который назвали защитным — цвет подходящий. Далее сбоку сделали графику "Маэстро" в стиле фильма о Второй Мировой Войне. Ход, конечно, хитрый — не поспоришь. Ну и наконец название. Победная серия. Словно модель 469 была спроектирована вместе с танком Т34, самолетом Ил-2 и дошел до Берлина. Есть, конечно, в этом некая доля лукавства. Первое, что бросается в глаза — сняли странную пластиковую накладку спереди. Неужели действительно нашли-таки дзэн моего любимого 469? Смотрим далее: колеса тоже лишены серебристых металликов и подходят к нему по стилистике. Спереди металлический бампер с крюками — круто. Внешне смущает только композиция графики, задний бампер и защита рулевых тяг, которая могла бы выглядеть немного гармоничнее со столь тонким по сравнению с ней передним бампером. Еще экстерьеру бы очень помогло, если бы заднее колесо углублялось в арке так же как и переднее, однако не могу ручаться, что это можно сделать малыми средствами, не меняя заднюю панель — например, увеличивая арку или всю геометрию подвески. Что же мы видим в итоге? По сравнению с оригинальным 469-ым улучшений внешнего вида нет совсем, а вот по сравнению с Hunter стало лучше — убрали то, чем в свое время напартачили. Заходим внутрь. Крутая металлическая панель вернулась, и циферблаты на месте, отлично. Погодите, что это? — Ужасный кожух рулевой колонки. Я видел вантусы, которые стоили 60 копеек и выглядели на порядок лучше. Как это случилось и как это прошло все уровни проверки, я не понимаю. Я смотрю на этот кожух и мне становится очень грустно. Неужели подход совсем не изменился? Единственное, что может почувствовать покупатель — что ему плюнули в лицо. Будучи нишевым продуктом, УАЗ не входит в категорию самых дешевых на свете транспортных средств. Взаимное уважение — одно из самых важных на этом рынке вещей. Хорошо, если покупатель попался не обидчивый и не слишком чувствительный к подобного рода "намекам". А так заработает 400 тысяч рублей на новую машину, посмотрит он на этот кожух рулевой колонки и обязательно подумает, что в моторном отсеке все сделано с таким же подходом. И кто знает, может, и в жизненно важных агрегатах тоже найдется пара подобных вещей. Только посмотрите на ручки коробки передач и эти кожухи. Вам говорят, что там новая корейская механика, а вы смотрите и не можете в это поверить. Измерительный прибор частного покупателя — это его глаза. Поэтому работа дизайнера в рыночной экономике была, есть и будет настолько важной. Вывод? Когда я увидел первые небольшие фотографии очередного перевоплощения 469-го, моей радости не было предела. "Это то, что нужно!" — подумал я. Почему бы и не купить как вторую машину машину культовый ретро автомобиль с историческим, даже легендарным, но уже, вроде как, оцинкованным кузовом. С нулевым пробегом и с разными современными улучшениями, как, например, усилитель руля и тому подобное. "Он придаст мне брутальности и патриотизма", — подумал я. Заброшу в него свой велосипед и отправлюсь далеко в горы — буду отдыхать, или рвану на дачу. Да таких как я по всей России огромное количество. Но когда я познакомился с этой машиной поближе, мое представление о ней немного изменились. Это не культовый ретро автомобиль, только улучшенный — это все тот же неказистый и кривой Hunter, только с еще более ушлым подходом производителя. Очень жаль.
