Автолюбители, пешеходы и велосипедисты в Екатеринбурге борются за место
– Налетает на нас, сбивает коляску и... преспокойно несётся дальше. И всё это происходит среди бела дня, на глазах десятка свидетелей, на тротуаре, который вообще-то создан для нас – пешеходов! И хотя ребёнок почти не пострадал, только очень испугался, я до сих пор нахожусь в состоянии шока. Сегодня по улицам с утра до вечера гоняют сотни «отморозков» на велосипедах. Неужели нельзя сделать так, чтобы они не портили жизнь остальным горожанам? Капля в море Что и говорить, сегодня велосипедный траспорт вызывает в Екатеринбурге массу дискуссий, споров и скандалов. По данным экспертов, на сегодня в Екатеринбурге регулярно пользуются велосипедом почти 50 тысяч человек – от школьников-малолеток до пенсионеров. Это – целая армия, которой, грубо говоря, некуда податься. Велосипедные дорожки есть только на Плотинке, в микрорайоне Академическом, на улицах Белинского и Фурманова, ещё в паре мест. Для такого города, как столица Урала, это – капля в море. Резкое увеличение числа велобайкеров отрицательно сказывается и на количестве ДТП, и не только в Екатеринбурге. В прошлом сезоне свердловские полицейские зафиксировали более 10 тысяч правонарушений с участием велосипедистов. Не обошлось и без детских смертей, когда в августе под колёсами грузовика погиб пятилетний мальчик, который с другом катался по проезжей части. В этом году трагедия произошла гораздо раньше: 31 мая, накануне Дня защиты детей, в Невьянске был насмерть сбит девятилетний ребёнок, который ехал на велосипеде по встречной обочине. А количество менее страшных ЧП уже насчитывает несколько десятков. Ездить негде Между тем, несмотря на резкий прирост велосипедистов, власти не торопятся хоть как-то нормализовать ситуацию – необходимой инфраструктуры в городе как не было, так и нет. Это вынуждает велосипедистов двигаться среди пешеходов или в потоке автомобилей. На сегодняшний день в Екатеринбурге организовано лишь 22 км велодорожек, при этом часть их находится в крайне плачевном состоянии. Да и состояние обочин, где по правилам должен ехать байкер, тоже оставляет желать лучшего. Здесь «наездников» поджидают припаркованные в два ряда автомобили или двухметровые лужи грязи, которые появляются из-за засорившихся ливнёвок. Другая важная проблема – это возможность безопасного хранения велосипеда. По словам самих же байкеров, нынешние парковки годятся лишь для размещения на них рекламы. Эти недостатки городского пространства чиновники будто и не замечают. Уральцы считают, в Екатеринбурге все мероприятия по созданию велоинфраструктуры используются для пиара властей. Но в итоге почти ничего не делается. «Хоть условия у нас для велосипедистов и не идеальные, вполне возможно, что в ближайшем будущем на этот вид транспорта пересядет около 10% екатеринбуржцев, – считает руководитель движения «Вело-Город» Константин Мочалов. – Случится это независимо от того, появится ли у нас инфраструктура или нет. Она лишь облегчает жизнь горожан, делает передвижение более удобным. Тем не менее люди стали уважительнее относиться к этому виду транспорта, они понимают его практичность и пользу. И если власти не хотят, чтобы массовое недовольство нарастало, то рано или поздно возьмутся за создание всего необходимого для велосипедистов... ». Между тем екатеринбургские власти отмечают, что делают всё возможное для улучшения велоинфраструктуры. Так, в стратегическом видении будущего города заложен пункт, посвящённый нуждам байкеров. Традиционно власти обещают организовать велодорожки в рамках строительства новых объектов, однако уральских «наездников» это не устраивает. По словам байкеров, речь идёт об отдалённых новых районах, тогда как весь основной трафик проходит через центр города. В свою очередь, мэрия просит велосипедистов поумерить пыл и приводит пример Копенгагена, где удобная сеть велодорожек и велоинфраструктура в целом формировались на протяжении 25 лет. По их словам, Екатеринбургу не сделать революцию за 2 года, догоняя европейцев. Единственный крупный проект, что ждёт байкеров уральской столицы в ближайшее время, – это вело-пешеходный тоннель развязки на Объездной – Серафимы Дерябиной. Однако первая очередь этого проекта будет построена лишь к 2018 году. А пока для того, чтобы жить в мире и согласии, всем нам – автолюбителям, пешеходам и велосипедистам – придётся договариваться. Уступать друг другу, учить правила дорожного движения, осваивать науку уживаться. Не колесом единым Итак, вы купили или собираетесь купить велосипед. Неважно, для своего ребёнка или для себя, – стоит помнить о том, что это не игрушка, и относиться к нему стоит соответствующе. Бюджетные варианты в Свердловской области стоят в пределах от 10 до 17 тысяч рублей для взрослых и в пределах от 7 до 13 тысяч – для подростков. Верхнего предела нет. Техобслуживание исправного велосипеда в начале сезона можно пройти за 1500-2000 рублей либо дороже, в зависимости от сервиса. Делать это необходимо, поскольку от состояния машины зависит безопасность ездока. Опытные спортсмены (равно как и инспекторы ГИБДД) строго рекомендуют использовать экипировку: шлем, наколенники, защиту локтей. Такой комплект обойдётся для взрослого в кругленькую сумму – от 10 тысяч рублей, для ребёнка, разумеется, дешевле. И конечно же, стоит потратиться на буклет с правилами дорожного движения. Позаботившись о собственной безопасности, стоит позаботиться и о безопасности железного коня. Как сообщил «АиФ-Урал» начальник пресс-службы областного главка полиции Валерий Горелых, кражи велосипедов обостряются с началом велосезона – в конце апреля – мае, – и к настоящему моменту число этих преступлений постоянно растёт: «В зоне риска не только взрослые велосипедисты, но и дети. Они более беспечны и чаще оставляют свой транспорт без присмотра. Кроме того, у детей часто велосипеды крадут старшие подростки, когда просят якобы прокатиться, а на деле попросту угоняют». Полицейские твердят: обязательно прикрепляйте велосипед на специальные замки, даже если заходите в киоск за незначительной покупкой. Грабителей могут привлечь даже старые и совсем дешёвые модели. Если велосипед всё же угнали, нужно обратиться в полицию – чем раньше стражи порядка узнают о краже и будут иметь подробное описание байка, тем больше шанс его найти и вернуть владельцу. Правил не знают Дмитрий Ларионов, председатель свердловского регионального комитета защиты прав автомобилистов: – Велосипедисты являются полноценными участниками дорожного движения. Поэтому если уж они выехали на проезжую часть, то обязаны наравне с автомобилистами знать правила. Скажу прямо – я не знаю ни одного велосипедиста, который бы соблюдал ПДД. Да, что-то от кого-то они слышали. Может быть, некоторые даже брали в руки правила. Однако общий уровень их знаний крайне низок. Из-за этого аварийность на дорогах только увеличивается. Водители попросту не знают – что от них ожидать. Выход, на мой взгляд, из этой непростой ситуации только один. Необходимо вырабатывать механизм государственного контроля. Велосипедисты наравне с автомобилистами должны сдавать на права. Если все они начнут ездить по правилам, то, возможно, и велодорожки, за которые они сейчас так активно ратуют, им уже не будут нужны. Упустили момент Игорь Мороков, уполномоченный по правам ребёнка в Свердловской области: – Обсуждать с детьми и подростками тему сезонных рисков, к которым относится и езда на велосипеде, необходимо вовремя. Не уверен, что в школах накануне каникул с ребятами об этом говорили. Поэтому можно считать, что момент упущен, и теперь ответственность за безопасность детей, за «преподавание» им теории сезонного риска лежит исключительно на родителях. Чтобы избежать неприятных, а то и трагических случаев, необходимо регулярно и настойчиво разговаривать с детьми о правилах дорожного движения, и правилах езды на велосипеде, строго ограничивать места, где ребёнок может кататься. Надо признать, что сегодня инфраструктура города не приспособлена для велосипедистов. И этот вопрос в одночасье не решить. Но выход найти можно. Дети и подростки могут кататься в парках, во дворах – в тех местах, где их здоровью и жизни не будет ничего угрожать. Строить велодорожки Вячеслав Погудин, председатель комитета по соцполитике Заксобрания Свердловской области: – Сегодня я вижу у людей тягу к здоровому образу жизни, к занятиям физкультурой и спортом. Достаточно просто зайти в спортмагазин, и мы увидим, что народ активно покупает инвентарь, в том числе и велосипеды. Однако городская инфраструктура Екатеринбурга должна предусматривать возможность передвижения. Езда по дорогам сопряжена с рисками. По тротуарам ездить – тоже не лучший вариант: возникают конфликты с пешеходами. Выход здесь только один – строить в городе велодорожки. Как показывает опыт европейских стран, мероприятие это затратное, требующее много времени, однако достигается нужный эффект. Кататься грамотно Светлана Селезнёва, врач ЛФК и спортивной медицины: – Грамотная езда на велосипеде ничего, кроме пользы не приносит. Этот вид физической нагрузки прекрасно тренирует костно-мышечную систему. Улучшает дыхательные процессы, что, в свою очередь, благотворно влияет на обмен веществ. Езда на велосипеде способствует укреплению сердечной мышцы. Но я не зря сказала: «грамотная езда». Дело в том, что во время велосипедных прогулок лёгкие человека работают в полную силу. Если вы будете ездить вдоль автомобильных трасс, по улицам города, наполненным токсичными веществами, – вред для организма превысит пользу. Поэтому идеальное место для велосипедных прогулок – лесопарки вдали от автодорог. Не в ту сторону Марина Сахарова, архитектор: – Я – за велодорожки, потому что велосипедисты ездят по тротуарам и пугают многих своей агрессивной ездой. Но сегодня эти дорожки не актуальны. Для начала надо решить хотя бы основные вопросы. Моё мнение – и велосипедисты, и пешеходы, и автомобилисты могут мирно сосуществовать друг с другом, но решение проблем должно быть комплексным. Как сегодня город развивается? Здесь что-то воткнут и здесь, а потом одно с другим не состыкуется и всем мешает. Как Екатеринбург застраивается точечно, так и проблемы наши власти решают – с налёту и необдуманно. А потому бороться с ними с каждым годом всё труднее. Вот я иду сейчас по тротуару, и он словно после бомбёжки. И таких тротуаров и автодорог в Екатеринбурге – видимо-невидимо! Остро стоят проблемы с экологией и инженерным обеспечением. Зато мы велосипедные дорожки строить собрались. В противогазах педали-то крутить будем? Ко мне приезжают друзья из других городов, и каждый раз они в шоке от нашей разрухи. Пройти или проехать нормально нельзя уже нигде, кроме отдельных участков центральных улиц.
